«И з голоду ядим кобылятину!»

«И з голоду ядим кобылятину!»
Волгоградский историк выяснил, отчего донские казаки «цыганами» становились

Недавно историк из Волгограда Виталий Гусев стал номинантом национальной премии «Гражданская инициатива». Автор семи книг по истории казачества за свой счет объездил множество архивов страны, потратил массу времени на поиск раритетных документов, переводил казачью скоропись на понятный современному человеку язык. Неудивительно, что всего за неделю участия в престижном конкурсе, о котором Гусев узнал незадолго до его финала, его проект набрал на сайте «Гражданской инициативы» 589 откликов, 178 отзывов и сразу вышел в лидеры.

И, хотя первую премию получил красноярский проект, жюри конкурса, в которое вошли экономист Алексей Кудрин, режиссер Юлий Гусман, историк и журналист Николай Сванидзе и другие, высоко оценило работу волгоградца.

Работая в архиве РГВИА, Виталий Гусев обнаружил много уникальных документов, причем о существовании некоторых не знали даже сотрудники учреждения. Среди них есть и «сказки» о происхождении донских казаков. В них записывалось, кто, когда и откуда пришел на Дон и какого сословия был прежде. Есть даже иноземец с севера: «Меня зовут Швед, преж сего бывал драгун швецкой, а родина в Риге».

Впрочем, еще с XVIII столетия казакам было невыгодно признавать свои русские корни, рассказал Виталий Гусев «Волгоградской правде». Когда началось массовое бегство крепостных на Дон, дворяне терпели из?за этого большие убытки, и на государственном уровне было решено провести первую перепись донских казаков. Выяснить, кто из них беглый.

Обнаруженных беглых секли розгами и возвращали хозяину, порой отлучая от прижитой уже на Дону семьи. А иногда и вешали. Поэтому многие казаки, русские по происхождению, предпочитали называться людям государевым хоть калмыками, хоть цыганами, лишь бы не русскими. Казачьи атаманы, защищая жителей своих станиц, в своих «сказках» – показаниях также записывали всех «в цыганы» десятками.

– Сейчас в связи с событиями на Украине ищут корни русофобии, – говорит Виталий Гусев. – Были попытки развить русофобию и среди казаков: кое?кто даже объявлял, что это, мол, отдельная нация, не имеющая ничего общего с русскими. Вот, мол, и говор особый казачий, и т. п. Однако когда в Россию в 1958 году вернулись потомки некрасовцев – казаков атамана Игната Некрасова, ушедших в Турцию после разгрома восстания Кондратия Булавина еще в начале XVIII века, они говорили по?русски. Они сохранили свой язык за столетия пребывания казачьей общины в чужой стране!

Во время сбора данных в архивах Гусев перевел еще один документ, выполненный трудно читаемой скорописью. Он также проливает свет на первоначальный состав казачества на Дону.

Чтобы сохранить свою вольность, донские казаки вежливо отказались присягать на кресте первому царю из рода Романовых, Михаилу Федоровичу.

Началось все с того, что на Дону в одной из станиц был убит царский посол. Не по политическим мотивам, а в пьяной драке. Прозвище убийцы известно: казак Волокита. Получается, чиновник погиб от Волокиты.

Убийца вскоре умер. Выдавать царю некого. Нехорошо получилось – ведь казаки получали жалованье от московского царя за охрану границ. Поехали тогда два атамана в столицу к государю объяснить ситуацию. Царь потребовал в качестве акта преданности ему донских казаков, чтобы все они целовали крест и на кресте поклялись ему в верности. Казачьи послы к царю Михаилу Федоровичу ехать согласились, но предупредили: мол, крест целовать могут только русские, а у нас в станицах есть еще татары и черкасы из Малороссии.

«Отмазывались» донские казаки от присяги на кресте весьма оригинальным образом: «Креста?де нам государю вновь целовать зачать не уметь, как?де Дон и зачался, и на Дону атаманы и казаки и все Войско и при прежних государех креста не целовали, а служили им государем и без крестново целованья без изменно верою и правдою не щадя голов своих, а ныне?де нас затеят вновь креста целовать государем не уметь же потому, что на Дону многих земель люди, а которые руские люди и те живут з бусурманками, а иные прижиты от бусурманок, и з голоду?де ядим кобылятину и всякое скверно».

Фото vpravda.ru