Известный дворянский род
– С чего все началось?
– Когда уроженцы нашего села пересеклись в социальных сетях, появилась масса интересных сведений. Народ начал вспоминать прошлое Иловатки, присылать фотографии. Чтобы систематизировать информацию, сделать ее более доступной, я и попросил сына создать сайт.
– На одном из фото середины прошлого века запечатлена Валентина Бредихина. Ваша родственница?
– Бредихиных в Иловатке – пять родов. Было время, когда третья часть села носила эту фамилию, другая – Асташовы, третья – Долматовы. Вернуться бы на 20 - 30 лет назад, когда жива была еще моя бабушка! Только в 50 начинаешь задумываться о корнях семьи, о судьбах пращуров. Приходит время, а уже поздно. Может, детям будет проще докопаться до сути, когда сумеем восстановить историю хотя бы двух-трех предыдущих поколений. Наша бабушка Анна Петровна жила в Иловатке с 1901 года. И она, и дед носили фамилию Бредихины, но были из разных родов. Первые поселенцы пришли в эти места из Тамбовской губернии А вообще, Бреди?хины – известный дворянский род, один из древнейших в России, ему более 450 лет. Даже в «разборках» при царском дворе были замечены. Название фамилии происходит от слова «бредиха» – пустомеля, болтун.
– Как глубоко удалось проследить историю села?
– Начиная с 1737 года. Тамбовские крестьяне в поисках лучшей жизни устремились на окраины России. Дошли до притока Волги Ерика, богатого рыбой, увидели прекрасные заливные луга и образовали здесь поселение, куда впоследствии переселилась основная часть их земляков. В исповедных ведомостях села Иловатка (Иловатый Ерик) с 1807-го по 1845 год жители значатся «однодворцами», потомками служилых людей, заселявших окраины государства для его охраны. К середине 19-го века всех однодворцев перевели в «государственные крестьяне». Некоторые однодворцы на самом деле были потомками обедневших дворян, детей боярских. Поселение назвали Иловатый Ерик. Так началась история Иловатки.
Доступность к воде делало село незаменимым пунктом в судоходстве на Волге. В Ерик в момент половодья заходили баржи и пароходы. Люди с ближайших сел везли зерно на причал, чтобы продать купцам. Здесь же образовался рынок, на котором торговали коврами, материей, вяленой, сушеной и свежей рыбой. Село развивалось очень динамично, но трагическим поворотом стала Октябрьская революция. Она разделила людей на белых и красных, пошатнула устои православия и позволила разорить и уничтожить храмы и церкви.
Особенно страшными для односельчан оказались события 1921 года, когда их втянули в восстание Вакулина – Попова. Отряды Пятакова, перешедшие Волгу по льду на левый берег зимой 1921 г., базировались в Иловатке. Они уничтожили всех коммунистов и им сочувствующих. Крестьян, поддержавших пятаковцев, вакулинцы заставили идти с собой, а так как восстание подавили, сотни жителей были убиты или арестованы за участие в нем. Коллективизация завершилась принудительным разорением крепких крестьянских хозяйств, высылкой так называемых кулаков. Мои дедушка и бабушка жили зажиточно. Деда сослали в Сибирь, откуда он вернулся с орденом Ленина. Но пережитое не прошло бесследно – умер на дороге от инфаркта.
Мечта о возрождении жива
– Насколько люди готовы поделиться личным? Ведь из таких воспоминаний и складывается история.
– Когда разговор происходит в группе, объединяющей, скажем, односельчан, человек более открыт. Там он как бы среди своих. А вот вынести на всеобщее обозрение рассказы о близких, разместить их на сайте, – это несколько иное. Даже с фотографиями из семейного архива не так все просто. Но понемногу люди становятся более открытыми. Если будут писать так и сложится подлинный исторический портрет времени. Реальность драматичнее и интереснее любого вымысла.
– Какую цель вы ставили перед собой, создавая сайт?
– На примере нашего села отразить, как революция разделила нас, сколько трагедий принесла она в Иловатку. Судьбы могли сложиться совершенно иначе. Село было процветающим. Жили в нем практически только русские, а рядом украинское Колышкино, чуть дальше – немецкое поселение, казахские села. Все мирно сосуществовали, развивались. Но не власть разделила нас. Она этого сделать не может. Это этапы исторического развития. Мы еще не доросли до умения противостоять в такие переломные моменты, не научились самостоятельно выживать в сложных ситуациях. Революции, коллективизация, репрессии – все это страшные испытания. После войны вернулись домой уцелевшие мужчины, жизнь начала налаживаться.
А в 1952 году новое потрясение: в связи со строительством Волжской ГЭС село переносят на новое место. Переселение длилось до 1958 года. Болезненный период становления, казалось, завершился. В пристань Иловатки заходят теплоходы, грузятся баржи с зерном, а к причалу выше села подходят баржи с нефтепродуктами. В устье реки Камышевахи в пяти км вниз по Волге находится другой причал, где грузят баржи арбузами и отправляют вверх по Волге. Из Иловатки в города Энгельс и Палласовку регулярно ходят маршрутные автобусы, есть свой аэропорт, откуда «кукурузники» летают в Волгоград...
– И тут грянула новая «революция».
– Для нас новая революция под названием перестройка началась раньше, когда Иловатку лишили статуса районного центра. Постепенно перестало быть рентабельным судоходство, закрыли маршруты теплоходов, а затем и «Метеоров». Прекратила существование «Сельхозтехника», где прежде ремонтировали комбайны со всех заволжских районов. Цех по ремонту и обслуживанию доильных автоматов проработал недолго – мало заказов. Не выдержали конкуренции и закрылись маслозавод и хлебозавод. Начиналось и не закончилось строительство Иловатской оросительной системы. В период перестройки и неразберихи 90-х годов была разрушена оросительная система, уничтожен колхоз. Его земли перетекли в другие структуры. Перечень потерь можно продолжить, но результат известен: из-за безработицы люди разъехались.
– Картина, характерная сегодня для многих сел и хуторов и региона, как и для всей России. Что дальше?
– Убежден, что подъем будет. Надо просто пережить этот момент. Жизнь в деревне в сравнении с городом всегда была тяжелей, но если люди почувствуют поддержку, они вернутся к родным местам, поверят, что и здесь возможно процветание. Ведь бывали годы, когда некуда было урожай складывать, настолько он был богатым. Мечта о возрождении родной Иловатки жива у всех, кто родился и вырос там. Ее духовным центром должна стать церковь. С 90-х годов сельский приход возглавил молодой священник, который взялся за строительство храма. Предприниматели, многие бывшие иловатцы помогают финансово, а местные жители работают за символическую оплату на ее строительстве. Историю Иловатки продолжают писать современники.