Щебень, тележки и рабочие руки
«Можно долго ждать, когда твоя улица войдет в план дорожного строительства, а можно ситуацию улучшить самим», – считает председатель ТОС «Улица Гагарина, улица Полевая» Карповского поселения Городищенского района Сергей Иванов. Сейчас в ТОСе – в самом разгаре укладка щебня. «Наши улицы частично заасфальтированы, частично усыпаны щебнем, – продолжает Иванов. – Конечно, щебенка постепенно оседает, приходится подсыпать, но зато вид дороги достаточно опрятный. Наши жители уже отвыкли от резиновых сапог и хотят, чтобы можно было в любое время года проехать на машине».
Технику для подобных работ в ТОСе не используют – только тележки и мужские руки. Ровнять щебень помогают и женщины. Стоимость строительного материала – тысячу рублей за тонну. Средства выделяет ТОС.
«У нас пока областная премия составила совсем небольшую сумму, на которую ремонт дороги не выполнишь, – рассказывает председатель ТОС «Полтавское» Новоаннинского района Марина Охременко. – Приходится хуторянам мостить дороги битым кирпичом. Нужна помощь, а к кому обратиться, не знаем. Большую поддержку в транспорте оказывают местные фермеры, Виктор Зинченко, Андрей Фисенко, но их возможности тоже не безграничны».
Коллеги из хутора Качалин Суровикинского района подсказывают: не бойтесь выходить на спонсоров, главное – как подать свое предложение. К примеру, возле мемориала «Вечно Живым», посвященного погибшим воинам в Великой Отечественной, у них в центре хутора ведутся работы по укладке тротуарной плитки. Крупное промышленное предприятие подарило плитку качалинцам на сумму 110 тысяч рублей. Потому что руководство завода считает важным помогать в таких общественно полезных начинаниях.
Как поделилась глава Качалинского сельского поселения Елена Кудлаева, в хуторе Качалин также заливается асфальтом площадка рядом с детским садом – на деньги администрации и ТОСов, покрывают щебнем еще две дороги, опять же с привлечением тосовских средств.
Народный ремонт
А во Фролово ТОСы пошли по пути экономии: для покрытия дорог используют шлак с местного завода, стоимость которого не так велика. «Мы проверили все документы на санитарные нормы строительного материала, посчитали, сколько нам нужно тон шлака и купили его у завода», – рассказывает председатель ТОС «Мечта» Ирина Дегтярева. Фроловчане считают, что нужно активнее работать с местными товаропроизводителями – вариант взаимовыгодный. Шлак держится примерно столько же, сколько и щебень – отмечают активисты ТОСа, – и даже большегрузный транспорт не сразу «вдавливает» его в грунт. Кстати, чтобы этого избежать, при таком вот «народном ремонте», изначально жители заказывают трактор, чтобы провести добротное грейдирование, «сформировать» дорожное полотно.
В планах нескольких ТОСов региона – использование новых технологий при укладке дорожного полотна. К примеру, тосовцы присматриваются к такому материалу, как геоткань. Это своеобразная полипропиленовая плетёнка, которая хорошо «держит» глину. Если на нее положить щебень или гравий – такое дорожное полотно послужит лет десять без ремонта. При условии, конечно, что это проселочная дорога, где не ездят большегрузы. Купить геоткань можно недорого на московских рынках, но общественные самоуправления теперь не стесняются выходить и на столичных продавцов, ведь большинство ТОСов зарегистрированы как юридические лица, что позволяет им работать по безналичному расчету с любыми коммерческими структурами.