Как художника Машкова усы подвели. Под статью

Как художника Машкова усы подвели. Под статью
Бдительная дама обнаружила в волгоградском музее ИЗО «портрет Гитлера»

Настоящий курьез произошел в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова. В областную администрацию поступила жалоба от волгоградки. Бдительная дама настоятельно требовала наказать руководство музея за то, что в подведомственном им учреждении на стене висит огромный портрет… Адольфа Гитлера. Как оказалось, женщина перепутала изображение нашего великого земляка, художника Ильи Машкова, чье имя носит музей ИЗО, с изображением вождя Третьего рейха. Причиной же путаницы стали усы художника, напоминающие по форме знаменитые гитлеровские усики.

Смех сквозь слезы

По словам руководителя музея Елены Орловой, когда им сообщили о подобном сигнале, сначала все долго смеялись. Однако потом сотрудникам музея стало не до смеха.

– Необходимо повышать уровень образования, – считает Елена Орлова. – Хотя бы для того, чтобы люди не путали Машкова с Гитлером. Предположим, дама обозналась. Но, пройдя по музею Машкова и увидев множество фотографий художника, принять человека, изображенного на портрете при входе в музей, за кого-то другого очень сложно. Но даже если эта женщина действительно приняла Машкова за Гитлера, почему было не подойти к работникам музея и не задать вопрос? Зачем было писать в вышестоящие инстанции?

Пережив первый шок от полученного известия, музейные работники пришли к выводу, что смех смехом, но подобные подметные письма не должны оставаться безнаказанными. И что жалобу эту нельзя расценивать иначе, как оскорбление чести и достоинства не только руководства музея, но и памяти Ильи Машкова. Поэтому дальнейшее разбирательство этого казуса они намерены перенести в судебную плоскость.

«Если уж Вы не знаете гения нашей земли Илью Ивановича Машкова, то могли бы задать вопрос любому сотруднику музея, а не искать врагов народа! Считаю это оскорблением уважаемого государственного учреждения, мы готовим иск в суд! – написала Елена Орлова на своей странице в Facebook. – Мои драгоценные бдительные друзья! Сообщаю вам, что в фойе музея имени Машкова висит фотография Ильи Ивановича Машкова, что, на наш взгляд, вполне закономерно и естественно».

Невежество или диагноз?

Между тем большинство экспертов, к которым «ВП» обратилась за комментарием, к случаю в музее отнеслись снисходительно.

– На самом деле больных людей много, – сказал известный волгоградский график, живописец и миниатюрист Владислав Коваль. – И к таким людям нужно относиться бережнее. Не стоит реагировать на подобные заявления и проявления нездоровья. У меня лично такие истории вызывают лишь чувство глубочайшего сожаления. Нам всем вместе нужно уничтожать силы, разрушающие мир. Господь говорил нам: не судите и не судимы будете. Поэтому, я считаю, не стоит обращать внимание на высказывание неразумного человека.

В некотором смысле согласен с мнением именитого волгоградского художника и ректор Волгоградского государственного института культуры и искусств, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Виктор Крючек.

– Я считаю, что единичный случай не говорит о «клинике» всего региона, – сказал Виктор Крючек. – Женщина оказалась либо невеждой, либо не вполне здоровой. Я считаю, по одному исключению не нужно судить о правиле.

Это мы не проходили…

Комментируя происшедший инцидент, руководитель музея Елена Орлова посетовала, что для исключения подобного в будущем необходимо повышать уровень образования в школах.

– Конечно, эта ситуация заставляет нас еще раз убедиться, что прививать подобные знания необходимо детям еще со школьной скамьи, – говорит директор гимназии

№ 5 Марина Железнякова. – К сожалению, школьные программы уделяют не очень много внимания как искусству в целом, так и творчеству отдельных художников. И вот тут должно подключаться дополнительное образование. Например, в нашей гимназии мы стараемся восполнить этот пробел. Наши воспитанники занимаются в художественной галерее. Да и с музеем ИЗО очень дружим, часто бываем там на экскурсиях.

– Я думаю, необходимо просвещать детей, –

солидарна с ней педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда, руководитель изостудии «Розовый слон» Ирина Шабунина. – И ситуация достаточно критична: люди путают Великую Отечественную войну с войной 1812 года, что уж говорить о Машкове и Гитлере. Но только школа или дополнительное образование ситуации не исправят. Многое зависит и от семьи –

это главный институт, который закладывает основу всего. Сразу видно ребенка, развитием которого занимаются в семье. А педагоги, к сожалению, сейчас завалены бумажной работой. Вместо того чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, мы делаем многочисленные отчеты, планы, справки, паспорта…

– Я не стал бы утверждать, что ситуация критическая, – продолжает ректор Волгоградского института культуры и искусств Виктор Крючек. – Далеко не все так плохо в регионе и городе. Посмотрите на наши полные концертные залы, посчитайте, сколько людей ежедневно посещают тот же музей ИЗО. Я работаю ректором нашего института уже 25 лет, я видел разные времена, мы пережили лихие 90-е. И у нас всегда был конкурс при поступлении. Да, студент сейчас другой – он стал более раскованным, более смелым, но и более интеллектуально развитым. Недавно мы делали подсчеты: шесть тысяч наших выпускников стали лауреатами различных конкурсов, три тысячи заняли призовые места на международных конкурсах, а это о чем-то да говорит. Поэтому не стоит хоронить культуру, нужно оптимистичнее смотреть в будущее и не делать выводы из одного курьезного случая.

Носили Чаплин и Ягода

Форма усов как у Адольфа Гитлера и Ильи Машкова была популярна в 30-40-х годах прошлого столетия и называлась «зубная щетка» (Toothbrush moustache) или «кап-леуловитель». Впервые такие усы вошли в моду в США в конце ХIХ века, а потом «докатились» до Европы и СССР. Такую «щетку» под носом носили актер Чарли Чаплин, маршал Советского Союза Василий Блюхер, нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода, премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ. Вообще, в годы Второй мировой войны многие военные имели усы такого типа, потому что они не требовали особого ухода. А вот после войны эта форма усов была навсегда дискредитирована именно из-за вождя Третьего рейха.

Определил лицо русской живописи

Илья Машков – один из самых «дорогих» сегодня и значимых художников русского авангарда и соцреализма, во многом определивший лицо русской живописи ХХ века не только как автор, но и как талантливый педагог. Его учениками были Вера Мухина, Николай Загреков, Роберт Фальк, Владимир Вейсберг и другие мастера с громкими именами. Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа (ныне Урюпинский район Волгоградской области). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых русских художников Валентина Серова, Константина Коровина, Апполинария Васнецова. В 1911 году Илья Машков вместе с Петром Кончаловским создали объединение «Бубновый валет». Машков всю жизнь занимался гиревым спортом, вел французскую борьбу, занимался хореографией по системе Айседоры Дункан и вообще считал, что художник должен развивать не только свой дух, но и тело.

После Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе. В 1918 году художника избрали членом коллегии, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. В 1924 году работы Машкова экспонировались в Америке. В годы Великой Отечественной войны Машков писал портреты солдат, работников I Московского коммунистического госпиталя в Лефортово, эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290. Скончался 20 марта 1944 года на своей даче в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рисунок Георгий Тимофеев