Как ненцы стали немцами

  • калмыки_3
  • башкиры_4
  • этнодиктант
  • В России, Турции и Швейцарии этнодиктант написали 90 тыс. человек
Волгоградцы, практически как и все россияне, почти ничего не знают о народах, населяющих страну. Такие данные показал «Большой этнографический диктант», результаты которого подвели в День народного единства, 4 ноября. В Волгоградской области тест написали 412 человек, средний балл составил 49,6 из 100 возможных. Стать участником акции мог любой желающий, единственное ограничение – возраст от 15 лет. Так в чем же сложность взрослого теста и почему ответ про мечеть и ислам стал самым легким в детском? Ответы на эти вопросы знает журналист «ВП», член гильдии межэтнической журналистики Ольга БОНДАРЕВА

Сделать популярным

Сколько языков и диалектов в России, как называется эпос японского народа и какие продукты входят в состав калмыцкого чая – всего взрослым на этнодиктанте предстояло ответить на 30 вопросов.

Сидящий рядом со мной молодой человек задумчиво склонился над работой. Если молодежь знает школьную программу, она может ответить на многие вопросы, утверждают специалисты. Однако представители молодого поколения с этим не согласились – полученных в школьные годы знаний им явно не хватило, чтобы без подсказки написать этнодиктант.

Многие с трудом справились с первыми вопросами, в которых требовалось, например, соотнести столицы с названием республик, или назвать народы России, численность которых насчитывает более миллиона человек. Мой сосед сдает работу, не выполнив и половины заданий.

– Самые большие трудности вызвали вопросы, связанные с национальной кухней, одеждой и народными промыслами, – рассказал доктор исторических наук, профессор Игорь Тюменцев. – Для ответов на некоторые из них нужна подготовка, на другие могут ответить только специалисты, которые годами занимаются этнологией и этнографией. Проблема в том, что во многих вузах этнологию изучают только социологи и госуправляющие, в школах тоже мало изучают народы России. Поэтому, считает эксперт, диктант проводить нужно, но тест должен быть научно-популярным и стоит более внимательно проработать вопросы, опираясь не на узких специалистов из академических кругов, а на вузовских.

Средний балл

В Волгоградской области акцию поддержали лидеры национальных объединений, преподаватели вузов, студенты и школьники. По результатам этнотеста регион занял 51-е место из 80, средний балл за работу составил 49,6, самый низкий – 2 балла.

Практически все участники диктанта не справились с вопросом о единственном в Европе регионе традиционного распространения буддизма – вместо Калмыкии почти все отмечали Бурятию. Анализ результатов показал, что чем моложе участники, тем хуже они знают вопросы, связанные с Конституцией РФ, административным делением России.

– Итоги диктанта ярко продемонстрировали, что вопросам изучения истории и традиций народов России необходимо уделять повышенное внимание, – прокомментировал итоги Большого этнографического диктанта руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. – Мы планируем обсудить эти результаты с коллегами из экспертного сообщества, из Минобрнауки России и пидать большую значимость этой теме.

По мнению главы ФАДН, будет нужным и правильным наряду с традиционным «Уроком мира», который проходит 1 сентября, в школах проводить и урок «Народы России» – например, накануне Дня народного единства.

Досадная ошибка

Между тем стать участником просветительской акции мог любой желающий от 15 лет. Детская же аудитория, которая в силу возраста не могла выполнить взрослые задания, осталась неохваченной. Хотя многие участники говорили о том, что об этнической грамотности нужно задумываться еще в школе.

Восполнить этот пробел и составить аналогичный тест для школьников решили представители Волгоградского регионального отделения гильдии межэтнической журналистики. Инициативу поддержали в комитете по делам национальностей и казачества области.

Пробный аналитический этнографический тест выполнили обучающиеся 6-го класса гимназии № 3 Волгограда. Перед тем, как приступить к выполнению заданий, гимназистам рассказали о народах, проживающих в регионе, и почему так важно знакомиться с обычаями каждого этноса.

Школьникам предстояло ответить на семь вопросов – детям предложили соотнести названия традиционных жилищ, блюд, костюмов с народами, определить, как называется религиозное сооружение одной из мировых религий, указать свою этническую принадлежность. Среди ответов звучит «русский белорус», «донская казачка», «грузины, русская», «русско-кореец». «Все понятно и легко, мы с мамой дома часто говорим на эти темы», «Некоторые вопросы трудные. Мне, например, незнаком такой народ, как ненцы…», говорили в ходе выполнения работы участники этнотеста.

Правда, несмотря на кажущуюся легкость заданий, результаты среза оказались неутешительными и впечатляют даже в масштабах одной детской аудитории. Из 29 работ только в двух допущено по одной ошибке, треть участников ответила правильно на два вопроса. Остальные набрали по одному баллу максимум.

– В одной из работ в слове «ненцы» вторая буква «н» была аккуратно исправлена на «м», – поделились итогами теста в комитете.

– Это говорит о том, что ребенок в принципе ничего не слышал о таком народе и, увидев незнакомое название, посчитал, что такого нет, и исправил «досадную ошибку».

Снова тренируемся?

Лидером по количеству правильных ответов стал вопрос о культовых сооружениях. И если костел и ступа вызывали вопросы, то мечеть почти безошибочно школьники соотнесли с исламом.

Такие результаты наталкивают на мысль о том, что эти понятия узнаваемыми стали неслучайно. И ислам, и мечеть зачастую становятся маркером терроризма – одной из актуальных тем в информационном поле страны. Такие ответы дают сигнал взрослым и возможность осознать, насколько то, что транслируют современные СМИ, влияет на сознание детей.

– Дети по натуре своей очень непосредственны, – комментирует представитель областного комитета по делам национальностей и казачества Николай Москаленко. – Они как мыслят, так и говорят, соответственно можно сделать вывод, какие вопросы попадают в круг их интересов.

И все же, несмотря на то что мини-срез указал на явные пробелы в этнограмотности, главная его задача – вызвать у школьников интерес к этой теме.

– Если хотя бы несколько человек, придя домой, прежде чем залезть в «ВКонтакте», найдут в Сети или узнают у родителей ответ на возникший сегодня вопрос, значит, наша работа была проведена не зря, – считают в комитете.

Опытом волгоградцев уже заинтересовались коллеги из других регионов. Так что вполне вероятно, что в будущем году к детскому этнотесту, как и ко взрослому, присоединится вся Россия, а его итоги окажутся более оптимистичными.

Этнодиктант прошел месяц назад во всех 85 субъектах Федерации. Его написали около 90 тыс. человек на 800 отечественных и двух иностранных площадках – в Турции и Швейцарии. Диктант показал слабую этническую осведомленность людей: средняя оценка – 54 балла из 100 возможных. Самый высокий средний балл – 81,3 – показали жители Татарстана, самый низкий – у амурчан – 39.

Этнотест от «ВП»:

1. Волгоградская область один из полиэтничных регионов России. Сколько народов проживают в нашем регионе?

а) более 50;

б) более 193;

в) более 130;

2. Россия относится к числу наиболее многоязычных стран мира. На скольких языках и диалектах говорят жители современной России?

а) 85;

б) 193;

в) 15;

г) 277.

3. Какой из языков России занесен в Книгу рекордов Гиннеса из-за количества падежей (более 40)?

а) табасаранский;

б) даргинский;

в) русский;

г) чеченский;

д) ульта.

Представители какого народа изображены на фотографии?

Фото 1, 2, 3, 4, 5.

Правильные ответы (дать перевернутыми, на фото обрезать название и поставить нумерацию под фото):

1. чукчи;

2. чеченцы;

3. калмыки;

4. башкиры;

5. узбеки.

DNG