Как обойтись без приказов и принуждения

Как обойтись без приказов и принуждения
Наблюдая за своим ребенком, вижу, что он не такой, какими были я и мои сверстники в его возрасте.

Он чувствует себя равным родителям, требует к себе уважения, внимания и права иметь собственную точку зрения. Понимаю, что те методы воспитания, которые применялись моими родителями, не работают с современными детьми. Как от них добиться послушания и дисциплины? Как воспитывать детей в условиях современного общества?

Наталья Гурова, Волгоград

– Сегодня из всех имеющихся способов воспитания детей наиболее эффективным является подход, опирающийся на принципы сотрудничества и партнерства родителей и ребенка, – считает психолог Вероника Даниленко. – Первый принцип демократического воспитания – отделение ребенка от его «неправильного» поступка. Ребенок поступил плохо не потому, что он плохой (ленивый и далее по списку), а потому что не всегда получается так, как хочется (обиделся, испортилось настроение или заболел).

Во-вторых, взрослым необходимо признаться самим себе, что принуждение не приведет к результату или приведет, но ненадолго. Родителям важно найти альтернативу принудительным способам воспитания, применять их и не отчаиваться, если не все и не сразу получается. Однако демократические отношения не означают вседозволенности и безответственности. Дети не рождаются с готовыми границами личного пространства, задача взрослых помочь им осознать, кто они такие, за что отвечают, какой выбор они могут сделать и с какими последствиями могут столкнуться.

Установление границ – это четырехступенчатый процесс. Сначала необходимо определить границу. (Например, мячом не играют в гостиной.) Затем необходимо отразить чувства ребенка по этому поводу и, если ребенок выражает желание действовать вопреки запрету, признать, что это желание имеет право на существование. Но только в виде исключения. (Похоже, сейчас ты очень рассердился.)

На третьей ступени процесса установления границ мы поддерживаем ребенка в изобретении новых способов действия, которые не нарушали бы установленной границы, и соглашаемся с любой заменой первоначального действия. (Спорим, ты можешь придумать много способов, как и где поиграть с мячом, чтобы ничего не разбить?)

Если ребенок не придерживается нового соглашения, помогаем ему представить логические последствия его нарушений. Хотя методы демократического взаимодействия с детьми пока кажутся нам экзотическими, техника установления границ дает нам несколько преимуществ. Обсуждая с детьми границы дозволенного, а не просто приказывая и взывая к совести, мы налаживаем с ними отношения равенства и взаимного уважения.