Приходите завтра
Водитель с 30-летним стажем Сергей Анатольевич Кузнецов поведал нам свою безрадостную историю. Его старенькую «Волгу» на перекрестке не пропустила вазовская «пятнашка» и, врезавшись, сильно помяла правую дверь. «Пришлось вызывать ГАИ, но вместо нее на место аварии прибыл аварийный комиссар, – вспоминает он. – «Аварком» забрал мои документы и велел на следующий день прийти к нему в офис. А дальше пошло и поехало...»
При этом Сергей Анатольевич признает, что плохо разбирается в юридических тонкостях и не знал, что по закону об ОСАГО ему нужно было как можно быстрее обратиться в страховую компанию. Этим-то и воспользовались недобросовестные аварийные комиссары. Они навязали проведение независимой экспертизы и уговорили подписать доверенность на представление юридических интересов своего клиента: якобы для того, чтобы «получить от страховщика как можно больше денег в его пользу».
Мы ни в коем случае не хотим сказать, что институт аварийных комиссаров – это порочная структура, которая только и занимается вымогательством денег. После того как в 2009 году Россия подписала документ, получивший название – «Европротокол в рамках ОСАГО», процедура оформления документов по ДТП значительно упростилась. Если в аварии участвуют только два автомобиля, нет раненых, обе стороны согласны с обстоятельствами дорожного происшествия, а ущерб укладывается в 25 тыс. рублей, то мелкие ДТП (до 25 тыс. рублей) стало возможным оформлять без помощи сотрудников ГИБДД. Однако процедура самостоятельного оформления документов многим водителям представляется сложной, и вот тут, по задумке авторов нововведения, на помощь пострадавшим в ДТП должны приходить аварийные комиссары. Правильное оформление документов при таких небольших авариях должно было стать их главной задачей.
Но в случае с Сергеем Кузнецовым «аваркомы» перегнули палку. Взяв с него 2800 рублей за проведение независимой экспертизы, они попросту стали отбрыкиваться от этого пожилого человека расхожими бюрократическими фразами: «приходите завтра», «бумаги не готовы», «нет нужного человека»... Так пролетело 9 месяцев. А когда Сергей Анатольевич обратился-таки в свою страховую компанию, то ему там ответили, что ничем уже не могут помочь. Во-первых, вышли все сроки подачи заявления, а во-вторых, – оценочная экспертиза «аваркомов», как отметили стаховщики, не имела для них никакой юридической силы.
За разъяснениями мы обратились к исполнительному директору компании «Страховой дом ВСК» Владимиру Боброву. «В законе об ОСАГО четко прописано, что именно страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и бесплатно организовать независимую оценочную экспертизу. – Говорит он. – Да, потерпевший может провести независимую «оценку», но после того, как страховая компания не сделала этого в установленный срок. А это значит, что отказ выплачивать страховку этому человеку имел законные основания».
Три в одном
По словам Владимира Боброва, изначально неплохая идея института аварийных комиссаров в ряде случаев приобрела гипертрофированный характер. Все портит появление на рынке этих услуг компаний, которые в одном лице объединяют в себе и «аваркомов», и независимых экспертов-оценщиков, и юридических представителей. Вместе они оказывают психологическое давление на попавшего в аварию человека, принуждают его заключать непонятные договоры и проводить не имеющие юридической силы экспертизы. В лучшем случае владелец автотранспорта платит 3 тыс. рублей за бессмысленную экспертизу, а в худшем – лишается права на возмещение ущерба.
«ВП» провела небольшое расследование, опросив водителей, которые вольно или невольно стали клиентами аварийных комиссаров. «Вызываешь ГАИ, а приезжают «аваркомы». Но что делать? Полицейских все равно не дождешься. Извещение о ДТП составили нормально, но потом попытались навязать независимую экспертизу за 3 тыс. руб., но я не дурак, отказался. Зачем платить за то, что в страховой компании сделают бесплатно? К тому же ущерб у меня небольшой. А вообще, странно работают эти ребята: забирают документы без расписки, хорошо хоть, что адрес офиса правильно указали», – рассказывает Сергей, владелец вазовской «десятки». «Гаишники приехали, сказали, что ущерб маленький, что им нечего тут делать и кинули визитку аваркома. Мол, разбирайтесь сами. Что будет дальше – посмотрим», – добавляет отказавшийся представиться владелец слегка помятой дорогой иномарки.
Дружба вместе, а денежки врозь?
По мнению Владимира Боброва, то, что сотрудники ГИБДД дают визитки «аваркомов» или когда комиссары почему-то приезжает по вызову «02», может свидетельствовать о некоей дружеской связи этих структур. «Инспектор ГАИ не вправе отказаться от составления протокола ДТП, это должны решать его участники. В случае если у них возникнут сомнения в размере ущерба или в обстоятельствах случившегося, нужно вызвать сотрудников ГИБДД и требовать от них оформления аварии».
Но некоторые водители считают, что аварийные комиссары являются для них настоящим спасением от произвола самих страховых компаний, которые тянут с выплатами, а в заполненных участниками ДТП документах придираются чуть ли не к каждой запятой. «Три месяца назад я уже попадал в ДТП, извещение заполнял сам, но страховую выплату получил лишь после долгих мытарств и бесплодных попыток доказать, что я все-таки имею право на эти деньги», – объясняет свою позицию один из них.
Как бы то ни было, но к кому обращаться в случае ДТП – должны решать сами его участники. Такое право им предоставлено. Однако при этом не помешало бы знать хотя бы азы закона об ОСАГО и внимательно читать договор со страховой компанией. Иначе – себе дороже.