Не священник прощает, хоть и читает молитвы и разрешает их, но сам Господь Бог дарует священнику такую власть на земле. На вопросы читателей, касающиеся исповеди, отвечает декан богословского факультета Царицынского православного университета иерей Волгоградской епархии Владимир Аврамов.
- Очень хочу исповедаться, но страх открыть некоторые грехи меня отталкивает. Возникает мысль: что подумает обо мне батюшка, хотя знаю, что ничего плохого он подумать обо мне не может. Уже с весны не исповедывалась, все оттягиваю, мне кажется, я постесняюсь или скажу другими словами. Как мне решиться пойти на исповедь, преодолеть ложный страх, как подробно назвать грехи? Некоторые даже на листочке написать не могу - тяжело. В итоге, наверное, не совсем правильно скажу, а хочется все сделать верно.
Ольга И.
- Существует такой парадокс - грешить не стыдно, а каяться в том, что ты сделал, - стыдно. Такая наша странная человеческая природа. Для того чтобы сказать о своих грехах на исповеди, нужно из глубины души искренне пред лицом Божьим покаяться. Тогда вы сможете сказать все грехи священнику, и, конечно, он ничего плохого не подумает. Все мы грешные, "не суди, да не судим будешь". Оттягивая свою исповедь, вы тем самым затягиваете свое греховное состояние. Наберитесь мужества и с верой, надеждой на милосердие Божие и на сочувствие священника скорее приходите в храм и расставайтесь со своими грехами. И тогда на душе у вас будет радостно, мирно, спокойно и они даже перестанут вспоминаться. Это, кстати, первый признак полного раскаяния. Если человек раскаялся от всей души, то грех перестает вспоминаться, как будто это не с тобой произошло. Желаю вам глубокой искренней исповеди и отпущения грехов от самого Господа нашего Иисуса Христа.
- В течение дня вижу много своих грехов, пытаюсь для себя их осознать и хоть как?то бороться с ними. Но прихожу на исповедь, грехов настолько много, что их невозможно перечислить… Часто возникала мысль после причастия - что?то недосказал, как бы утаил, а я просто не мог их вспомнить. А приходить с записками - не знаю, как к этому относиться.
Александр С.
- Иногда люди говорят: я вам, батюшка, не все грехи перечислил. Наша память устроена так, что Господь напоминает нам самое важное, и если забыли какой?то грех, скажете на следующей исповеди. Главное, нарочно не утаивать свои грехи, здесь надо быть внимательным и искренним. Надо различать - одно дело человек разволновался и забыл, другое - специально утаил. Дай Бог вам искренности и стремления потерпеть самого себя, а главное - умения не грешить.
- Каждый раз, когда священник спрашивает, каюсь ли я в грехах, я говорю - каюсь. И имею твердое намерение их не повторять, а в душе не испытываю особой скорби, что грешила. Такие грехи, как употребление бранных слов, раздражительность и самолюбие, мне не стали по?настоящему ненавистны. Так можно ли говорить на исповеди, что я каюсь?
Светлана П.
- Грехи условно можно разделить на две категории - об этом говорит апостол Иоанн Богослов: есть грехи к смерти, а есть не к смерти. Такие грехи, как раздражительность и самолюбие, относятся к грехам не к смерти. Что касается произнесения бранных слов, апостол Павел относит к смертным грехам и сквернословие наряду с пьянством, убийством, воровством. Сквернословы Царства Божьего не наследуют, с этим грехом надо бороться решительно. Есть ряд грехов, которые трудно преодолеть сразу, требуется продолжительная, кропотливая работа над собой, надо не позволять себе срываться, нужно думать о том, что говоришь. Учитесь молчать… и молитесь, больше молитесь. Не раздражайтесь, не бранитесь, а молитесь, и тогда с помощью Божьей со временем преодолеете все свои грехи.