Но сначала немного статистики. На территории региона действует 18 системных учреждений, из них 5 следственных изоляторов и 13 исправительных колоний различных видов, в том числе 2 лечебных учреждения и 1 воспитательная колония. На сегодняшний день в них содержится порядка 15 тысяч человек. Среди 13 колоний всего 1 женская, в которой отбывают наказание около 800 человек.
Концепция реформирования и развития уголовно-исполнительной системы России предусматривает несколько направлений: изменение условий содержания осужденных к лишению свободы, создание исправительных учреждений новых видов и новой системы охраны, внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, применение электронных средств контроля. Также сейчас перед ведомством поставлена задача по увеличению открытости системы для СМИ, общественных и гражданских организаций.
Задача на десятилетия
– Реализация концепции рассчитана до 2020 года и предусматривает для этого 3 этапа, – рассказал начальник УФСИН России по Волгоградской области Сергей Клюй. – Первый этап уже идет и заканчивается в 2012 году. Он включает в себя подготовительные мероприятия: изучение ситуации, подготовку расчетов, работу над изменением уголовного и уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства с учетом требований государства и современного общества, а также приведения к международным стандартам. По расчетам, в Волгоградской области нам потребуется более 8,5 миллиарда рублей для того, чтобы реорганизовать наши исправительные колонии в тюрьмы.
Второй этап пройдет в 2013-2017 годах. Он будет являться активной фазой проекта: начнутся реорганизация учреждений, строительство, капитальные ремонты. Заключительный этап 2017-2020 годов вместит в себя завершение всех работ и оценку той работы, которую мы проведем за это десятилетие.
– Насколько актуальна эта работа для исправительной системы Волгоградской области? Какие первоочередные проблемы она поможет решить?
– Начать с того, что, к сожалению, по Волгоградской области у нас не хватает территорий и площадей действующих учреждений. Мы вынуждены на сегодняшний день пойти на такие неординарные меры, как отправление жителей Волгограда отбывать уголовные наказания за пределы региона. За 2011 год мы отправили таким образом порядка 1600 человек. В предшествующие годы у нас были проблемы с переполнением колоний строгого режима, женской колонии, следственных изоляторов.
Места всем хватит
– Что уже сделано?
– На сегодняшний день решена следующая глобальная задача: численность контингента приведена в соответствие с имеющимися площадями. Рассмотрены вопросы по строительству новых исправительных учреждений на территории Волгоградской области. Это новый следственный изолятор, новая тюрьма общего режима, два исправительных центра.
Сейчас во всех камерах временных изоляторов проведены ремонтные работы. Все режимные корпуса по городу Волгограду и большая часть по Волгоградской области оборудованы вытяжными системами вентиляции. В настоящее время у нас нет дефицита денежных средств на приобретение лекарственных препаратов для лечения спецконтингента и на проведение лабораторных исследований.
«Нам со спутника видно все…»
– Каким образом коснется реформа самих сотрудников уголовно-исполнительной системы? Намечено ли увеличение заработной платы?
– На 1 января 2013 года запланировано увеличение денежного довольствия для сотрудников УФСИН. Тем не менее с 1 января этого года все пенсионеры, в том числе и нашей системы, получают пенсии согласно перерасчету исходя из увеличенных окладов. По состоянию на 1 апреля уже увеличены на 6% заработная плата и оклад по специальному званию. Со своей стороны стараемся отслеживать, чтобы на местах сотрудники работали в комфортных условиях. Это не только имидж системы, но и здоровье человека и его отдача на рабочем месте.
– Сергей Иванович, что представляют собой электронные средства контроля? И применяются ли они у нас в Волгоградской области?
– Это один из дополнительных методов контроля, который позволяет через системы сотовой связи и системы спутниковой навигации отслеживать перемещения того или иного подучетного контингента. Вводятся эти системы электронного мониторинга в отношении тех лиц, у которых решением суда уголовная мера ответственности не предполагает содержание под стражей. А предполагает какое-то ограничение свободы. То есть пребывание по месту жительства или на каком-то определенном участке. Проще говоря, для того чтобы «за руку не водить», и введены эти системы электронного контроля, которые применяются с прошлого года и у нас по Волгоградской области. Сейчас мы наращиваем их объем и количество.
Дорога в оба конца
– С 1 апреля 2011 года внедрена система стимула осужденных к законопослушному поведению, так называемая система «социальных лифтов». Расскажите об этом подробнее.
– Это механизм изменения условий отбывания наказания, в том числе и изменение вида исправительного учреждения на более мягкий и наоборот. При исправительных учреждениях сформированы комиссии по оценке поведения осужденных из числа представителей общественных объединений, религиозных конфессий, работников органов государственной власти и местного самоуправления, региональных уполномоченных по правам человека и правам ребенка.
Что касается общего режима, то комиссия рассматривает поведение осужденных каждые полгода. В колониях строгого режима – каждые девять месяцев. За 2011 год в соответствии с системой «социальных лифтов» улучшены условия 2146 осужденным. Из них условно-досрочное освобождение получили более 1009, в колонию-поселение переведено 114, из обычных в облегченные условия отбывания наказания переведено 924 человека. «Социальные лифты» работают не только вверх по социальной лестнице, но и заставляют задуматься тех, кто не желает встать на путь исправления. Соответственно ухудшены условия 253 осужденным.
– Появились ли сегодня альтернативные виды уголовного наказания, не связанные с лишением свободы?
– В целом реформой реализуется курс на расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы. Предлагается ввести новый самостоятельный вид наказания – принудительные работы, заключающиеся в обязательном привлечении осужденного к труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с содержанием его под надзором в специальном учреждении, но без изоляции от общества – в исправительном центре. Принудительные работы могут быть назначены сроком от 6 месяцев до 5 лет, за преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые.