Как создавалась крупнейшая в России панорама

  • Как создавалась крупнейшая в России панорама
  • Как создавалась крупнейшая в России панорама
  • Как создавалась крупнейшая в России панорама
В бывшем особняке купчихи Репниковой – небольшом здании на Привокзальной площади Сталинграда – до войны работал музей обороны Царицына им. Сталина, рассказывающий о Гражданской войне в нашем крае.

Затем, после Великой Отечественной, в восстановленном здании расположился музей обороны Царицына – Сталинграда. А в 1978-м в нем появился панорамный отдел.

Одной из первых в штат нового отдела была зачислена Татьяна Фомина, ныне работающая педагогом-организатором в ГДЮЦе. Она вспоминает, что пришла в музей в 1972 году, сначала – экскурсоводом, затем – научным сотрудником.

– Помню вал туристов, ежедневно осаждавших в ту пору музей обороны, – говорит Татьяна Фомина. – Очередь растягивалась аж до Центрального универмага!

Как известно, панораму «Разгром немецко-фашистских войск в Сталинграде» предполагалось строить на Мамаевом кургане – там, где сейчас Зал воинской славы. Но автор памятника-ансамбля Евгений Вучетич в последний момент не согласился. Многие тогда его не поняли, но время показало – это решение было правильным.

Льняное полотно будущей картины было привезено в Волгоград из Пензенской области, с Сурской суконной фабрики, в августе 1980 года. Но его надо было еще скроить по необходимым размерам и сшить!

Здание городского Дворца пионеров, расположенное на Предмостной площади, в ту пору в Волгограде еще строилось. В этот?то недостроенный еще Дворец и привезли полотно, разложили в спортзале. Пригласили швею, Таисию Кузьминичну Дикареву, выдали ей особую швейную машинку с электроприводом, а также специальные иголки с нитками. Сшивала она полотно фактически так же, как в старину сшивали паруса морских судов.

После этого внушительных размеров полотно, общим весом в две тонны, перевезли в строящееся здание панорамы. Лестниц в нем еще не было, и поднимали полотно наверх по шатким деревянным лестницам-времянкам. А там солдаты Волгоградского гарнизона посредством особых канатов расправляли его по стенам, придавая ему нужное расположение.

Правда, перенесенная на холст

И вот в зале панорамы поднялось огромное полотно! Грунтовали его уникальным составом. Сначала нанесли два слоя спецклея из плавательных пузырей осетровых рыб. А затем положили поверх три слоя специальной водоэмульсионной краски.

Авторами панорамы стали семеро художников студии им. Грекова – те самые, которые воссоздавали ранее панораму Бородинской битвы, после того как большая ее часть сгорела в 1967 году. За ее воссоздание эти художники были награждены золотыми медалями имени основателя советской панорамной живописи Митрофана Грекова.

– Все они были народными либо заслуженными художниками страны, – говорит Татьяна Фомина. – Тем не менее над созданием панорамы в Волгограде трудились очень долго. Сначала в здании, находящемся возле ЦУМа, был сделан эскиз полотна. Затем в сентябре 1980 года работа продолжилась непосредственно в здании панорамы.

Для художников-грековцев было очень важно не придумывать, как и что выглядело в пору Сталинградской битвы, а увидеть все это воочию. Например, чтобы изобразить разбитое орудие, им требовалось взорвать пушку на полигоне, и лишь затем нарисовать ее. Надо изобразить немецкое военное кладбище – рисовали его только по реальным фотографиям военного времени. А чтобы изобразить убитого красноармейца, клали на снег солдата, одетого в армейский полушубок…

Солдаты Волгоградского гарнизона, прикомандированные в те дни к строящейся панораме, чем могли помогали художникам – выдавливали краски на палитры, подавали ведра. Они же зачастую и позировали авторам.

Самым старшим в группе художников-грековцев был народный художник СССР Петр Тарасович Мальцев. Он был фанатиком своей работы – рисовал, даже находясь на пляже в выходной! Не менее авторитетным был и заслуженный художник РСФСР Георгий Иванович Марченко, ветеран войны, бывший артиллерист. Это был очень больной человек, сердечник, ежедневно глотавший горстями лекарства. В то же время он был человек очень общительный: входя в любой волгоградский трамвай, неизменно встречал в нем немало друзей и знакомых.

Смерть художника

Суровой зимой 1981 года, в феврале, Георгий Марченко закончил работу над своей частью панорамы, изображающей разбитые водонапорные баки на вершине Мамаева кургана. Там же изображены снайпер Василий Зайцев, комдив 284?й стрелковой дивизии Николай Батюк… Изображен и сбитый самолет «Юнкерс-88», а рядом – крыло от настоящего такого самолета. Где нарисовано, где настоящее – не отличить! В этом и заключалось мастерство художника.

Есть также там как бы горящее бревно. Тогда, в пору создания панорамы, люди, бывало, пальцем на него показывали: «Смотрите – оно тлеет, сейчас загорится!» – настолько правдоподобно все было изображено художником. А Марченко просто присыпал для этого растолченными елочными игрушками обугленное бревно…

Тогда в здании панорамы Георгий Марченко встречался с рабочими завода «Красный Октябрь». Встреча подзатянулась, художник долго рассказывал рабочим о своих картинах. Затем он вышел… и упал. И сразу умер, не сказав ни слова.

Похоронами Георгия Ивановича занималась Татьяна Фомина. Она и отвозила тело Марченко в Москву.

– На могиле Марченко, – рассказывает Татьяна Дмитриевна, – установили памятник, выполненный Евгением Вучетичем. И это не случайно – ведь установленная на Мамаевом кургане, на стенах-руинах, скульптура солдата с автоматом сделана была Евгением Викторовичем именно с Георгия Марченко.

Момент триумфа

Но вот в 1982 году, в начале июля, при большом стечении народа панорама в Волгограде все?таки была торжественно открыта! Присутствовали многие известные люди страны, включая снайпера Василия Зайцева. Были и авторы-художники – лишь вместо Георгия Марченко приехала его вдова.

– Огромное количество людей стремилось прийти в панораму, – говорит Татьяна Фомина. – Она не могла вместить всех желающих. Ради билета люди стояли ночи напролет. А я была тогда хранителем панорамы, открывала и закрывала ее ежедневно, видела все это каждый день…

Сейчас все художники-грековцы, трудившиеся над созданием панорамы «Сталинградская битва», уже ушли из жизни. Самым молодым из них был Петр Яковлевич Бут – он и умер вторым, вслед за Марченко. За ним – Марат Иванович Самсонов, он был автором той части панорамы, на которой изображен танковый бой.

Так вот, один за другим, ушли со временем все семеро художников. А созданная ими панорама «Сталинградская битва» площадью в 2000 кв. метров стала самым крупным живописным полотном России, одной из самых крупных в мире панорам: высота полотна – 16 метров, окружность же – 120 метров.

А потом, уже в 1986 году, в здании панорамы открылся Волгоградский музей обороны…

Фото архив музея-заповедника «Сталинградская битва»