Как создавалась Родина-мать

  • Как создавалась Родина-мать
  • Как создавалась Родина-мать
  • Как создавалась Родина-мать
  • Как создавалась Родина-мать
  • Как создавалась Родина-мать
Интересные факты из прошлого глазами отчевидца. В этом году на Мамаевом кургане в Волгограде начнется масштабная реконструкция. Главная скульптура памятника-ансамбля давно требовала рестраврации, и вот федеральное руководство выделило на это средства. Пока специалисты готовятся к сложнейшим работам, наш обозреватель Александр ЛИТВИНОВ пообщался с народным художником России, почетным гражданином Волгограда, лауреатом правительственной премии Виктором ФЕТИСОВЫМ, который принимал участие в создании уникального символа города-героя.

Как статуе прическу укоротили

– Виктор Георгиевич, как и когда привела вас судьба к работе над мемориальным комплексом на главной высоте России?

– В пору его создания я обучался в Ленинградском художественном институте имени Репина. И мне в числе других студентов в 1962–1963 годах по приглашению Евгения Вучетича представилась возможность съездить в Волгоград, чтобы принять участие в работе по созданию этого комплекса. Сначала мне довелось там потрудиться над всемирно знаменитыми теперь стенами-руинами, а затем, в 1963 году, я на территории завода «Газоаппарат» помогал скульптору Льву Майстренко лепить голову Родины-матери.

– И как проходил этот процесс?

– Лев наверху работал, а я ему снизу подсказывал – что и как надо поправить. Помнится, когда эта работа к концу подходила, я сказал ему, что голова скульптуры маловата, надо сверху добавить еще сантиметров 15. Он мне в ответ: «Я уже 30 прибавил. У меня глина кончилась».Так Родина-мать по сей день и осталась с чуточку недоделанными нами тогда волосами.

«Говорят, первоначально задумка была другая»

– Может, и о чем-то еще мы не знаем?

– Например, моей идеей было изобразить стены-руины как бы сделанными из кирпичей. У Вучетича этого в первоначальном замысле не было. Скажу больше – на одной из стен-руин я нарисовал сам себя, с шапкой на голове. Изобразил и деда моего знакомого, жившего в хуторе Паньшино.

– А как вообще появилась идея сделать монумент на Мамаевом кургане в виде статуи Родины-матери?

– Я в свое время встречался с Вадимом Масляевым, бывшим главным архитектором Волгограда. И Вадим Ефимович рассказал мне такую историю. Как-то, сидя в Волгограде на банкете за столом, Евгений Викторович Вучетич долго мял в руках хлебный мякиш. Мялмял, и вдруг стал лепить из него что-то. И вылепил… Родину-мать! А до того Вучетич предлагал установить на вершине Мамаева кургана большой пантеон с его статуей «Перекуем мечи на орала» на крыше, в увеличенном размере. Его за это критиковали писатели Виктор Некрасов, Борис Полевой. Вучетичу даже пришлось трижды взрывать фундамент будущего памятника, пока он искал для него подходящее место.

Так Ника или все-таки «Марсельеза»?

– А все-таки кто из женщин позировал Вучетичу при работе над Родиной-матерью? Об этом много слухов, версий и предположений.

– Лично я знаю, что натурщица была у него по имени Вера. Видел ее не раз, но лично с ней я не общался. Она много позировала скульпторам в студии и допозировалась до того, что Вучетич ее в жены взял…

– А правда ли, что источником вдохновения Евгению Викторовичу послужила для этой скульптуры греческая Ника, богиня Победы?

– Ника? Может быть. Хотя, на мой взгляд, в Родине-матери чувствуется также очень сильное влияние горельефа «Марсельеза», созданного французским скульптором XIX века Франсуа Рюдом и украшающего Триумфальную арку в Париже. Не думаю, что Вучетич прямо ориентировался на нее в своей работе над Родиной-матерью, но где-то в подсознании она у него, безусловно, была. Не случайно «Марсельеза» тоже изображена с открытым ртом, у нее тоже драпировки развеваются на одежде. Обратите внимание: хоть во внешности Родины-матери запечатлена женщина славянского типа, но платье на ней далеко не славянское! Она как бы и не обнажена, и не одета… Такая скульптура, я думаю, вполне могла бы стать Родиной-матерью и для любого другого из европейских народов – для французов или греков, например.

«Эрнсту Неизвестному до Вучетича далеко»

– Можно поинтересоваться, а как вы относитесь к версии о том, будто бы к авторству памятника-ансамбля на Мамаевом кургане имел отношение Эрнст Неизвестный?

– Я в Москву раньше часто ездил, были у меня общие с Неизвестным знакомые. В старом моем блокноте сохранился даже номер его московского домашнего телефона. Знакомые ребята, бывшие студенты, которые учились вместе с ним, рассказывали: «Мы все свои академические работы, едва сделав, на слом отправляли. А он одной своей работе руки-ноги оторвал, отформовал то, что осталось, и отдал гранитчикам. И получился женский торс, который он затем продал удачно и который хранится теперь в Волгоградском музее изобразительных искусств». Хваткий он очень был на этот счет.

– А как вы его творчество оцениваете?

– Лично меня работы Неизвестного не волновали никогда. Какие-то формальные моменты можно в них увидеть, но ничего более. Какой-либо особой пластикой работ Эрнст Неизвестный никогда не отличался. По уровню таланта, я считаю, он был скульптором средней руки, его недопустимо даже сравнивать с действительно большими мастерами. Знаю, что один художник из Израиля, решив приобрести себе его работы, выбирал их… по весу – какие полегче, чтобы на таможне поменьше за них заплатить. А это говорит о чем? Что все эти работы одинаковы по художественному содержанию и отличаются только по весу!

Художник вне политики?

– Может, сыграл роль скандал с Хрущевым?

– Я как-то был в гостях у одного московского художника – в квартире у него висит картина Неизвестного, а в уголке оранжевым обведено. Спрашиваю: «А это что?» Он отвечает: «Сюда плюнул Хрущев!» Вот на таких моментах и делают сейчас из Эрнста Неизвестного «гениального художника». Но строить художнику свой имидж на политике, на том, что его произведения критиковал Хрущев... Но разве он один? Там был и писатель Михаил Шолохов, и другие люди, знающие толк в искусстве, – художник Аркадий Пластов, например, действительный член Академии художеств СССР, только сейчас нигде не говорят об этом.

– То есть о Мамаевом кургане это все выдумка?

– Я скажу так: глупость полная. Никакого отношения к Мамаеву кургану Неизвестный не имел. Ко времени создания комплекса Вучетич был лауреатом пяти Сталинских премий. У него дома фотография метровая висела на стене, где он запечатлен с вождем в обнимку, и любой вошедший сразу же терялся, едва только взглянув на это. На этом фоне Эрнст Неизвестный был никем, Вучетич просто не стал бы его слушать! Даже не принял бы! А то, что Неизвестный написал в своих воспоминаниях о Мамаевом кургане– так написать и не такое можно, бумага все стерпит…

Поделиться в соцсетях