Как в Волгограде открылся первый независимый книжный

Как в Волгограде открылся первый независимый книжный
Книжный шкаф, пестрящий переплетами коллекционных изданий, запах свежесваренного американо и вентилятор на потолке, разгоняющий потоки жаркого волгоградского воздуха. Таким встретил свой маленький юбилей – неделю после открытия – первый независимой книжный магазин Волгограда. Его хозяева Василий Косымсков и Юлия Сафарова рассказали нам о том, как они рискнули, влезли в долги, но воплотили мечту всей жизни.

Об идее

Семейная пара Василий и Юлия говорят, что шли к этому открытию всю жизнь. Несколько лет назад они даже закончили курсы бариста, тогда еще не особо понимая, как это может им пригодиться. Юлия – работник IT-сферы, всегда мечтала о своем небольшом книжном магазине, полном действительно интересных книг, а Василий хотел варить вкусный кофе, когда еще работал в общепите – делал стрит-фуд в киоске.

«Я мечтал о микрокофейне, чтобы работать там исключительно самому на себя. Но мы решили совместить мои стремления с Юлиной любовью к книгам, и так получилось уютное место, где можно посидеть, выпить кофе и почитать в тишине», – вспоминает Василий.

Первые шаги на бизнес-поприще начались с поиска места аренды. Остановились на бывшей ксероксной комнате научной библиотеки.

 «Центр города, панорамные окна, красивый вид на парк… Все подходило нам идеально, но единственным минусом этого расположения было долгое ожидание одобрения. Полгода руководство библиотеки рассматривало нашу кандидатуру. Но это пошло нам только на руку. Успели подготовиться», – говорит Юлия.

Ремонт делался «всем миром». Пара рассказывает, что часто просили помощи у друзей в поиске специалистов и рабочих, многие моменты приходилось решать на бегу. Смеясь, они вспоминают, как хотели закончить ремонт за месяц, потом – за два, а потом просто открылись в «техническом режиме». Василий делится планами на покупку новых книг, мебели и настройку стоящего в углу пианино.

«Мы просто поняли, что у нас закончились все деньги и надо открываться. Это не официальное открытие, а скорее техническое. Зато можно потестить разные варианты, посмотреть, что нравится посетителям, пока работает в «сыром виде».

На официальное открытие магазина собираются привлечь людей и устроить мероприятие.

«Пока не знаем, что это будет, но точно будет музыка».

О рисках

Центр города кишит кофейнями, и каждый день создатели нового заведения боятся, придут ли к ним люди.

«Все это риск, но когда ты долгие годы думаешь о чем-то, понимаешь, что годы проходят и пока ты только и делаешь, что думаешь, и становится совсем грустно. В какой-то момент мы просто шагнули, и теперь уже нет места для страха», – делится Юлия под кивки Василия.

Нельзя сказать, что ребята бросили все и устремились навстречу мечте. Юлия все еще продолжает работать на прежней должности, чтобы иметь какую-то подушку безопасности.

«По будням я еду сюда после трудового дня, а еще помогаю Васе по выходным», – рассказывает девушка.

Предприниматели признаются, что были в приятном шоке от количества посетителей, учитывая то, что они не делали никакой рекламы и даже вывески нет.

«Видимо, пошло какое-то сарафанное радио. Люди в «Инстаграме» рассказывают о нас, и приходят новые посетители», – пожимают они плечами.

 

О деньгах

На вопрос о деньгах ребята смеются и говорят, что не знают, чего потратили больше – денег или нервов.

«Мы читали, что для расчета бюджета при открытии своего дела надо умножить его на два. Так и вышло. Рассчитывали примерно на 400 тысяч, а получилось чуть меньше миллиона».

Больших вложений потребовали книги и место для их хранения. Однако значительную часть бюджета начинающих предпринимателей сэкономил простой ремонт.

Для того чтобы открыться, мужу и жене пришлось взять кредит и занять денег у родственников.

«Первую неделю у нас зарплату получает только бариста, а нам хватает того, что хотя бы ни у кого не занимаем», – улыбается Василий, добавляя, что прогнозы на будущее у них хорошие.

За неделю сделать какие-то бизнес-прогнозы ребята не берутся, пока просто радуются, что люди не обходят их место стороной.

О независимых книжных

В Москве и Питере такие форматы не новинка. Часто библиотеки делают коллаборации и кофейнями, и кафе, однако наиболее значимая часть подобных заведений – книги, которых, как правило, нет в других магазинах.

«Мы были в Питере, и там книжные магазины совершенно другие. Я поняла, что в Волгограде многие издательства просто не представлены на полках магазинов. Некоторые книги люди просто не видят, не знают об их существовании, – объясняет Юлия. – Хочется дать возможность выбирать классные, хорошие книги».

Большая часть книг здесь продается. Это издания, привезенные или заказанные Юлией. Девушка признается, что ассортимент магазина в основном основан на советах популярных литературных блогеров, интернет-опросах, подсказках знакомых и ее личном опыте.

С полок книг на нас смотрят коллекционные книги по саморазвитию, творчеству, детская литература, немного современной прозы и даже произведения, выпущенные студией Артемия Лебедева, привезенные сюда прямо из издательства дизайнерской команды.

«Мы не зависим ни от каких издательств. Это и есть суть нашего книжного».

Помимо книг на продажу, ребята предоставляют возможность арендовать литературу. Книги под аренду расположены на отдельной полке. Сейчас это произведения из библиотеки хозяев магазина, но они говорят, что с удовольствием примут произведения в дар.

«Нам уже приносят книги. Планов на них много. Что-то отправится на арендную полку, чем-то поделимся с библиотекой. Хотим устроить и благотворительные распродажи, на которых литература уйдет за символические 30–50 рублей. Собрав деньги, мы сможем приобрести хорошие детские книги, например, в больницы», – делится Юлия, говоря, что книжки будут принимать далеко не все.

По опыту девушки такие мероприятия, как буккроссинг, часто теряют смысл, когда люди начинают делиться «убитыми», рваными или совсем посредственными книгами. Во избежание такой ситуации ребята собираются ввести отбор книг.

«В дальнейшем мы хотим ввести систему баллов, которые будут начисляться за принесенные книжки в хорошем состоянии», – отмечает Василий.

Об экологии

Сейчас есть возможность перерабатывать мусор, но Юлия говорит, что переработка – полуэтап. Основная цель борцов за экологию планеты в том, чтобы производить меньше мусора. Книжный строит свою работу по принципу zero waste.

Здесь продают многоразовые сумки-шоперы, трубочки для напитков сделаны не из пластика, а из бумаги, крышки для стаканчиков быстро разлагаются. Сожалеет девушка лишь о том, что на данный момент не существует полностью разлагаемых стаканчиков.

«Даже бумажная посуда изнутри покрыта пластиковой пленкой, – объясняет Василий. – Мы, как и многие кофейни, делаем скидку в 10% на напитки, если гости приходят со своим стаканчиком. Так мы приучили ходить к нам работников библиотеки. Они все равно тут все со своими кружками, а так пьют не растворимый кофе».

О кофейных волнах

Оказывается, кофейный бизнес пережил три основные волны.

Сначала кофейнями считались все заведения, где наливали кофе. Неважно какой.

Затем вторая волна открыла для бариста молочно-кофейные напитки, корицу и десертную подачу кофе.

«Мы – кофейня третьей волны, – поясняет пара. – Сегодня бариста все чаще говорят о настоящем вкусе кофе, как ягоды, которая имеет кисловатый привкус».

Василий, например, рассказывает, что сам всегда любил обычный капучино, но теперь пьет исключительно черный кофе, а к молочным напиткам возвращается, когда хочет побаловать себя сладким.

«Здесь очень важен вкус самих зерен. Его нужно пробовать».

В кофейнях новой формации готовят и шелуху от зерен. Напиток из нее называется каскара и по вкусу напоминает компот из сухофруктов.

О паре хитростей бариста

Пока Василий готовил нам кофе, Юлия поделилась некоторыми кофейными хитростями.

«Хорошее молоко при нагревании становится сладким. Это признак того, что у молока правильное содержание белков. Например, правильный капучино имеет сладковатый привкус даже без добавления сахара».

А вот, оказывается, чтобы бариста сделал черный кофе более горьким, нужно попросить не американо, а лунго. Это поведал уже Василий, добавив, что больше ничего навскидку не вспомнит, а говорить об экстракции кофейного зерна стоит в отдельной беседе.

А вот Юлия ответила на еще один популярный у любителей кофе вопрос о том, можно ли пить этот напиток на ночь.

«У меня высокая чувствительность к кофеину, поэтому я себе этого позволить не могу. А вот Василий к нему почти невосприимчив и спокойно выпивает несколько эспрессо, пока настраивает кофемашину. Все очень индивидуально. Но вообще-то всегда можно заказать кофе без кофеина. Это нормальные зерна, просто прошедшие специальную обработку. Если человек не суперзнаток кофе, он и не почувствует разницы».

О планах

Сейчас люди идут сюда на кофе, но Юлия говорит, что надеется на привлечение более книжной аудитории, ведь изначально ребята открывали именно книжный магазин.

«Хотим делать, может, книжный клуб или выступления местных поэтов», – наперебой накидывают идеи Василий и Юлия.

В планах превратить магазин в интересную творческую площадку.

«Было бы здорово, если бы вся библиотека обновилась и превратилось в место, полное молодых креативных предпринимателей. Пока мы знаем только, что здесь будут проводить «Библионочь», и, конечно, собираемся принять участие», – говорит хозяйка магазина.

Делать коллаборации для ребят не новшество. Уже сейчас здесь представлено множество открыток местных и столичных художников, например, Ксении Вязовой и Дарьяны Иоды.

Более того, есть у книжного и собственный мерч: скетчбуки, футболки и наклейки с портретами писателей. Их начали выпускать еще до открытия.

Юлия и Василий ничего не имеют и против сотрудничества с волгоградскими авторами. Пока главные планы – понять и наладить систему работы.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях