В Волгоградской области прокуратура проверяет десятки случаев, когда на протяжении ряда лет на местном уровне в жилье отказывали ветеранам, которые имели на квартиру полное право. Как такое могло произойти, кто виноват и что теперь предпринимается для исправления ситуации, выясняла корреспондент «ВП» Надежда МАГНИТСКАЯ.
«Я в танке горел и унижаться не буду»
Житель Калача Анатолий Прокофьевич Коростылев был призван на фронт в 1944 году в отдельную мотострелковую дивизию особого назначения. В 1945-м война для него не закончилась – он был участником событий, с которых до сих пор не снят гриф «Секретно». До 1951 года служил в Иране.
После демобилизации получил диплом врача и до самой пенсии лечил пациентов от туберкулеза в Калаче.
– У меня никогда не было своего жилья, – признается Анатолий Прокофьевич, – и я всегда о нем мечтал. С женой мы жили в маленьком доме, который ей достался от отца. А потом дочь жены от первого брака забрала нас, немощных уже стариков, к себе.
Когда Анатолий Прокофьевич узнал, что ему как участнику войны положено отдельное жилье, стал собирать документы. Было это несколько лет назад. Но получить квартиру ветеран не смог – в администрации райцентра ему объяснили, что на жилье он претендовать не может...
– Понимаете, я никогда никуда не жаловался, но тут не стерпел, был уверен, что местные чиновники самоуправство развели, – объясняет Анатолий Коростылев.
И ветеран оказался прав – прокуратура начала проверку и доказала в суде, что права участника войны на местном уровне были грубо нарушены.
– Пока это решение еще не вступило в силу, – комментирует ситуацию прокурор Калачевского района Тимофей Занин. – У администрации есть право обжаловать вердикт суда – если, конечно, морально они к этому готовы.
Однако случай с Коростылевым, говорят в прокуратуре, увы, не единственный. Подобные факты имели место, но только не все ветераны жаловались.
– Знаете, один так и сказал мне: «Я в танке горел и унижаться не буду», – объясняет калачевский прокурор. – А многие просто и не знают о том, что в случае несправедливого отношения достаточно просто подать заявление. А уж мы разберемся с каждым конкретным случаем.
Немотивированный отказ
И это – не просто слова. Меры прокурорского реагирования и судебные вердикты ставят на место многих зарвавшихся местных чинуш.
Так, в Дубовском районе Волгоградской области администрация незаконно отказала 88-летнему фронтовику в получении жилья. Пенсионер, помучившись в бесплодных хлопотах и помыкавшись по кабинетам, обратился в прокуратуру.
История оказалась непростой. Ветеран войны много лет назад продал свой дом. И, по словам самого уже глубоко пожилого человека, подпись в договоре купли-продажи его вынудили поставить обманным путем, а денег и вовсе не отдали. Правда, рассказ ветерана в силу его возраста довольно противоречив.
– К сожалению, пожилой человек обратился в прокуратуру очень поздно, когда с момента продажи дома прошел не один год, – рассказывает старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Оксана Черединина. – Тем не менее мы организовали проверку по данному факту.
Защитить права
Надзорное ведомство обратилось в суд, чтобы отстоять интересы ветерана. Иск был удовлетворен – местных чиновников обязали поставить пожилого человека на учет в качестве нуждающегося в жилье, чтобы впоследствии он смог получить заветную квартиру.
В ситуацию вмешались и областные власти – ветерана помогли устроить в приемную семью, которая на условиях социального договора осуществляет за ним уход.
А в Старополтавском районе чиновничий произвол испытала на себе 90-летняя вдова ветерана Великой Отечественной войны – пожилая женщина несколько лет добивалась, чтобы ее поставили на жилищный учет.
Решить проблему удалось после прокурорской проверки. Выяснилось, что дом, в котором проживала пенсионерка, не пригоден для проживания – там не было ни воды, ни санузла. Между тем, несмотря на то что жилье являлось аварийным, администрация Гмелинского сельского поселения не приняла мер, чтобы помочь вдове ветерана...
«Просим исполнить закон...»
– Мы никогда не жаловались, не просили помощи, и сейчас просто настаиваем только на исполнении существующих законов и указа Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», – справедливо возмущаются фронтовики.
Только вот в некоторых муниципалитетах чиновники будто бы и не слышали слова Президента о том, что «со стороны государства – можете не сомневаться – будет сделано все, чтобы ветераны чувствовали себя достойно и защищенно. Для этого есть и политическая воля государства, и необходимые бюджетные средства».
– Если ветерану в органе местного самоуправления отказали в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, он должен написать в свободной форме заявление на имя прокурора района по месту проживания и приложить копию переписки с администрацией муниципального образования, – поясняет старший помощник прокурора области, младший советник юстиции Оксана Черединина.
Причем подтверждающих документов о том, что человек является участником ВОВ, в надзорном органе не требуют! Все равно в процессе проверки принадлежность к этому статусу будет установлена. Так что, никаких дополнительных справок собирать не придется.
Когда каждый день на счету
Вспоминается еще несколько случаев формального подхода к проблемам ветеранов. Дочь участника войны Александра Попова с горечью рассказала, как у ее отца не выдержало сердце после того, как чиновники обмеряли квартиру, в которой он жил вместе с дочерью, внучкой и правнуками.
Ветерану тогда официально объявили – мол, квартира новая ему не полагается на том основании, что у него имеется четыре сантиметра (!) лишней площади, которые якобы и не позволяют признать фронтовика нуждающимся в жилье.
– Я слышала выступление Президента Путина, возмущавшегося подобными фактами, когда местные чиновники, соблюдая букву закона, отказывают ветеранам в праве на жилье из-за нескольких лишних квадратных сантиметров, – говорит Александра Попова. – Советуют подождать, говорят, что помощь обязательно придет. Но ведь ветераны уже очень пожилые и больные люди: доживут ли, дождутся?
Вот и Анатолий Прокофьевич Коростылев надеется получить жилье к своему 90-летию и ко Дню Великой Победы, в которой, безусловно, есть и его заслуга…
«ЭТО ПРОСТО ШОК!»
–Эти истории просто из ряда вон, – говорит консультант отдела по делам ветеранов комитета социальной защиты Волгоградской области Татьяна Симакова. – Речь идет о нарушениях со стороны конкретных местных руководителей. Потому что в целом по региону сегодня программа обеспечения жильем ветеранов реализуется в полном объеме. Для этого выделяются все необходимые ресурсы. С 2005 года жилье получили 1947 участников ВОВ, только в этом году в новые квартиры въехали 88 человек. На эти цели в 2016 году из федерального бюджета Волгоградской области выделено около 99 млн рублей. В прошлом году у нас свои жилищные условия улучшили 132 ветерана Великой Отечественной войны и вдовы погибших воинов. А всего, начиная с 2009 года, квартиры приобрели 1859 очередников. Общий объем господдержки превысил 2,2 млрд рублей. Сейчас в списке нуждающихся 39 человек. Уверена, что на местах не должны подходить формально к ветеранам – надо разбираться в каждом случае и делать все для того, чтобы эти люди получили жилье. Никто не имеет ни законного, ни морального права так обходиться с фронтовиками и поступать так, как это делали чиновники в тех историях, с которыми пришлось разбираться прокуратуре.