Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью и особенной продолжительностью богослужений. Главный храм Волгограда − Казанский кафедральный собор − встречает Великий пост во всем великолепии своего убранства.
Немногие знают, что в период полномасштабной реконструкции здания и реставрации внутреннего убранства собора, проходивших с 2005 по 2011 годы, ему вернули облик, который храмовое здание имело до революции. Так, купола сменили на шатровые, добавив к имеющимся двум еще четыре купола, которые были изготовлены в Волгодонске.
Все реставрационные работы не препятствовали деятельности собора, в нем постоянно проводились все обряды и службы. Реставраторы Патриарших мастерских Троице-Сергиевой лавры из Сергиева Посада обновили изрядно поблекшие росписи вековой давности, которые оставались нетронутыми более полувека с времен возрождения храма после Сталинградской битвы.
Эстафету преображения главного храма области иконописцы передали мастерам резки нового иконостаса. Его ажурную вязь они изготовили из липы и сосны, установив новый иконостас взамен обветшавшего старого. Работы по золочению величественного иконостаса выполнили позолотчики-реставраторы из Санкт-Петербурга.
Покрывали иконостас не отечественным, а импортным золотом, которое закупалось у немецкой фирмы «Норис». Как поясняли тогда мастера, немецкое золото было дешевле нашего, поскольку в Германии оно раскатывалось в тончайшие листы машинами, а в России разбивалось молотками вручную.
Небольшие квадратики сусального золота обычно сброшюрованы в миниатюрные книжечки размером 9,1 на 9,1 сантиметра. В одной книжечке 60 листов, общий их вес всего 1,4 грамма. Стоимость такой книжечки в момент проведения работы по золочению иконостаса − в 2007 году − была в пределах 2−3 тысяч рублей. На золочение всего иконостаса ушло около 450 таких книжечек. Это примерно полкило золота...
Позолоченные части иконостаса очень светлые, яркие. По утверждению реставраторов, оно таким и останется, не потускнеет. Но золото бывает разных отливов: и красноватое, если в него добавлена медь, и белое, если в нем есть серебро, и так называемое лунное − желтовато-бледное.
Автору этих строк довелось наблюдать за процессом золочения каждой снятой с деревянного иконостаса детали. Эта работа просто завораживает. Реставраторы аккуратно перебрасывают тончайший лист золота на специальную подушечку из кожи, внутренность которой набита конским волосом. Затем мастер слегка смачивает широкую кисточку вазелином, чтобы захватить ею, как бы приклеивая, маленький клочочек сусального золота. Оно предварительно режется специальным ножом на квадратики.
Далее тончайшие кусочки сусального золота накладываются на деревянную поверхность, но сначала ее обрабатывают: покрывают двумя слоями финского лака и, после просушки, наносят слой специальной французской жидкости «Михтион». Уже после этого наносят золото.
Оказалось, на позолотчиков-реставраторов нигде официально не учат, это ремесло постигается самостоятельно. Вот и мне реставраторы разрешили попробовать нанести один квадратик на отделываемую поверхность.
Помню, взял тогда слегка смазанную в вазелине кисть, зацепил ею квадратик золота и опустил его на резную часть детали иконостаса. Ваткой «притоптал» квадратик, затем разгладил его по неровной ажурной поверхности. И он сразу же обрел великолепный гладкий, сверкающий на солнце вид!
Так что в позолоте иконостаса Казанского кафедрального собора есть и моя мизерная доля труда.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий