Какая набережная нравится вам?

  • Какая набережная нравится вам?
  • Какая набережная нравится вам?
Предложения по реконструкции Центральной набережной Волгограда вызывают большой интерес горожан и массу противоречивых отзывов. Тема давно переросла внутригородской масштаб. То, как будет выглядеть «лицо» города-героя, волнует всех неравнодушных жителей региона.

Чтобы читатели «Волгоградской правды» получили больше информации о концепциях комплексного развития набережной им. 62-й Армии, наша газета представляет каждый из шести проектов, выдвинутых на областной конкурс. Мы постараемся показать главные идеи эскизов, то, как их авторы видят будущее территории, как они отнеслись к объектам исторического наследия.

Разобраться в планах и макетах нам помог профессионал – временно исполняющий обязанности начальника главного управления архитектуры региона Анатолий Еськин.

Проект № 1. Сохранить силуэт Волгограда

Авторы этого проекта позаботились о сохранении всеми любимых уголков Центральной набережной. Предусмотрена лишь частичная реконструкция (расширение) лестницы для проведения общегородских мероприятий, установка там экранов для видеотрансляций.

От здания «Водоканала» до памятника бойцам Волжской военной флотилии планируется своего рода общественный центр с предприятиями общепита, офисными помещениями, конференц-залами, гостиничным фондом. Там же разбивается парковая зона. Ближе к бронекатеру размещается памятник странам-участникам антигитлеровской коалиции.

Общественно-деловую часть набережной с многоэтажными зданиями и плотной капитальной застройкой авторы этого эскиза предлагают разместить ближе к мосту через Волгу.

Транспортную инфраструктуру они прорабатывают лишь частично, например, располагая в районе насосной станции парковки. Автодорожных развязок в разных уровнях проектом не предусмотрено.

«Любопытное» предложение в проекте № 1, которое уже вызвало неоднозначную реакцию специалистов, – строительство яхт-клуба в районе стены Родимцева. Идея более чем смелая, учитывая, что место высадки 13-й Гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Александра Родимцева в сентябре 1942 года – памятник войны. Здесь гвардейцы приняли главный, а для многих последний, бой в жизни, и соседство яхт-клуба будет, мягко говоря, сомнительно.

Проект № 2. Конгресс-холл и знаменитые пропилеи

Акцент второго эскиза – сохранение парадного облика Центральной набережной, этой «визитной карточки» Волгограда. Лестница с восьмиколонными античными пропилеями не подвергается никаким изменениям. Неприкосновенной остается и территория возле панорамы и стены Родимцева – ее предлагается лишь привести в достойный вид, благоустроить.

К преобразованию нижней террасы набережной авторы тоже отнеслись корректно. Здесь они планируют не так много – стеклянные павильоны для выставок и показов.

Наиболее активная застройка набережной во втором эскизе перенесена на участок между насосной станцией и панорамой – на плане видны гостиницы, конгресс-холл, кафе, спортивные объекты, парк, прогулочная зона. Кроме того, у моста через Волгу появляются яхт-клуб, многофункциональные досуговые комплексы.

Авторы проекта № 2 очень подробно проработали транспортную инфраструктуру – закрытые парковки, выведение автомобильных и пешеходных потоков на разные уровни, в том числе на нулевой, подземный. Напротив лестницы заглубляется автотрасса (проектировщики не забыли, что согласно Генплану Волгограда со стороны озелененного откоса предусмотрена четырехполосная рокадная автомагистраль).

Кстати, с точки зрения любого архитектора, одна из основных проблем преобразования волгоградской набережной – очень большой, порядка 26 метров, перепад между уровнем улицы Чуйкова и уровнем нижней прибрежной террасы. Не просто решить проблему связанности разноуровневых террас, учесть неудобства подъема наверх, особенно в жару или сильный февральский ветер. Развитие транспортной составляющей – один из вариантов решения проблемы доступности.

Личное мнение

Надежда Попова, учительница:

– Все проекты по-своему интересны, функциональны. Достаточно зеленых зон, зон для игр детей. Проект, за который я проголосовала, оригинальный, в нем много нового. И, как мне показалось, он наиболее приемлем с финансовой точки зрения.

Петр Олейников, архитектор:

– Не допустима сильная застройка набережной, особенно крупными объектами, чем грешат несколько конкурсных проектов. Обязательно нужно сберечь архитектурную «классику» – тот всемирно известный вид волгоградской набережной, каким его задумали архитекторы Василий Симбирцев, Израиль Фиалко, Валентина Макаренко и Эмилия Богод. Этот простор, великолепную линию от Волги через Аллею Героев к Вечному огню ни в коем случае нельзя нарушать. Такая ошибка в одном из проектов сделана.

Олег Иншаков, председатель областной общественной палаты, ректор Волгоградского госуниверситета:

– В каждом из представленных проектов есть и достоинства, и недостатки. Но в целом они оставляют впечатление эклектичности и торопливости. Считаю, что в проекте набережной нужно максимально ответственно подойти к сохранению исторического образа территории, при этом модернизировать коммуникации и обратить особое внимание на озеленение, создание условий для комфортного отдыха людей. Очевидно, что для реконструкции набережной необходимо государственно-частное партнерство, потому что никаких бюджетных средств на это не хватит. Для этого желательно привлекать инвесторов, выделив для них конкретные участки выше по Волге, за 7-й Гвардейской. Мне лично очень хочется, чтобы к 70-летию Сталинградской битвы был сделан окончательный выбор проекта, а к 70-летию Великой Победы были бы завершены главные работы.

P.S.: До 10 августа на выставке в Доме архитектора Волгограда и на сайте http://guag.volganet.ru/Archkon/Golos.html продолжается народное голосование за лучший проект Центральной набережной.