Канал, прорытый в двадцать первый век

Канал, прорытый в двадцать первый век
Двадцать седьмого июля 1952 года, после стотысячного митинга, состоявшегося возле первого шлюза Волго-Донского судоходного канала, теплоход «Иосиф Сталин» проследовал через него из Волги к Дону. С этого дня и отсчитывает свой возраст это уникальное гидротехническое сооружение, созданное в небывало короткие сроки.

День рождения, один на всех

С тех пор минуло шесть десятилетий. Канал, связавший Волгу с Доном, празднует сегодня свой шестидесятилетний юбилей.

О том, как будет отмечаться эта дата, волнующая многих наших земляков, мы попросили рассказать руководителя ФБУ «Волго-Донское государственное управление водных путей и судоходства» Олега Шахмарданова.

– В наших филиалах (а у предприятия их семь, и не только в Волгоградской, но и в Ростовской и Воронежской областях) мероприятия в честь юбилея проводятся в течение всего июля, – рассказал Олег Юнусович. – В каждом из них проходят, в частности, встречи с ветеранами, с первостроителями канала. Но главное мероприятие состоится, конечно, 27 июля, в юбилей открытия Волго-Донского судоходного канала для транзитного судоходства. В нем, в числе многих гостей, примет участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, а также начальники управлений этого агентства, генеральные директора ряда судоходных компаний страны – тех, которым нужен Волго-Донской канал, суда которых ходят по нему.

В ходе официальной части многим работникам предприятия будут торжественно вручены отраслевые награды от Министерства транспорта РФ, от властей области и Волгограда. Перед этим собравшиеся посетят часовню Святого праведного Феодора Ушакова, возведенную возле первого шлюза канала в честь его первостроителей, а также музей истории Волго-Донского канала.

Соединились пять морей

– Олег Юнусович, расскажите как руководитель о значимости этого канала для страны и региона.

– Хотя эксплуатируется он вот уже шесть десятилетий, значение его по-прежнему едва ли можно переценить. Благодаря Волго-Донскому судоходному каналу любой город из расположенных по берегам Волги и Дона является портом пяти морей – Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского. То, что шестьдесят лет назад Волго-Донской канал связал их все друг с другом, дало возможность осуществлять перевозки по водным путям с севера на юг страны не вокруг Европы, а сократив путь вдвое. В этом и заключается основное экономическое значение канала.

Но так как в 1948 году советским руководством было принято решение по комплексному освоению прилегающих к каналу засушливых степных земель, подразумевалось и использование его воды с целью их орошения. Могу сказать больше: проектом было предусмотрено более половины воды использовать для орошения, а не судоходства.

Кроме этого, комплексный проект предусматривал также и освоение Нижнего Дона. Здесь, прежде всего, имеется в виду строительство Цимлянской ГЭС и выработка на ней электроэнергии для Ростовской области.

То есть круг проблем, решаемых при помощи создания канала, рассматривался в комплексе – судоходство, орошение и выработка электроэнергии.

– Кстати, а какой объем грузоперевозок осуществляется сейчас через канал?

– Около десяти миллионов тонн в год. Проектная мощность канала – десять с половиной миллионов тонн.

Здесь надо учитывать, что грузы, идущие сейчас через канал, следуют, как правило, на экспорт. Получается, что Волго-Донской канал работает как бы только в одну сторону. Вот если бы он был загружен движением водного транспорта в оба направления? то мы давно превысили бы все проектные показатели работы канала.

– Олег Юнусович, а каковы перспективы канала? Какими вы их видите?

– Настало время провести его реконструкцию, сделав канал более современным. Решение об этой реконструкции уже принято. Сейчас ведется разработка комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала.

Хотя часть работ по реконструкции мы уже выполняли в несколько последних лет, начиная с 2005года. Но они касались лишь некоторых элементов конструкций сооружений канала, точнее – тех из них, которые необходимо было срочно заменять. А теперь работы будут проводиться в комплексе, независимо от состояния конкретных элементов.

Реализация этих масштабных планов должна начаться в будущем, 2013 году. А после завершения реконструкции Волго-Донской судоходный канал станет, на мой взгляд, даже лучше, чем он был в 1952 году.

Настало время обновления

Шесть десятилетий – срок немалый. Едва ли какое техническое сооружение либо устройство сможет отработать столь долгое время без капитального ремонта.

На Волго-Донском судоходном канале, как отметил Олег Шахмарданов, пришла пора технического перевооружения. Ведь создавался он рекордно быстро, за три с половиной года. А значит, были неизбежны определенные недоработки.

В шестидесятые годы для исправления их земляные плотины на водохранилищах канала были облицованы железобетонными плитами. Но и они не выдержали приходящейся на них волновой и ветровой нагрузки, а потому в девяностые годы их пришлось заменить другими плитами, более тяжелыми и более современными.

Другая проблема, с которой столкнулись специалисты при эксплуатации канала, – проседание ряда его сооружений. Пришлось пойти на большие затраты ради укрепления их оснований.

Проблема третья связана была с разрушением поверхностного слоя бетона ряда сооружений канала. Некоторые из них стали из-за этого терять свою устойчивость.

Все эти проблемы будут решаться кардинально в ходе предстоящей реконструкции. Предстоит также очень серьезная работа по совершенствованию его насосных станций.

Комплексный проект реконструкции Волго-Донского судоходного канала предусматривает полную реконструкцию шлюзов, дамб, водосбросов, а также многого другого. На канале предусматривается, в частности, создание и ввод в эксплуатацию линий волоконно-оптической связи протяженностью более тридцати километров, внедрение радиорелейных линий на Цимлянском водохранилище и на Нижнем Дону суммарной протяженностью четыреста километров. Будет построена единая автоматизированная идентификационной система Волго-Донского бассейна, состоящей из более чем десяти береговых комплексов, позволяющей идентифицировать суда в любой точке бассейна.

И даже это – далеко не всё.

Они с каналом не расстанутся

Тысячи жителей наших краев полностью посвятили свою жизнь Волго-Донскому судоходному каналу за шестьдесят лет его существования. Многие из них объединились сейчас в клуб ветеранов, действующий на общественных началах при музее истории Волго-Донского судоходного канала, руководимом Валентиной Сорокалетовой.

– Активисты нашего клуба, – рассказывает Валентина Алексеевна, – это такие наши ветераны, как Николай Башмаков, Николай Беляев, Раиса Лиморенко, Лидия Буняева, Александр Жуков, Виталий Куимов, Николай Гущин – список этот можно долго еще продолжать. Причем сын Николая Гущина Александр сам на сегодня работает в нашем музее хранителем фондов.

Клуб наш работает три года. За это время в нем было организовано множество интереснейших мероприятий. Мы, в частности, проводим музыкальные вечера, много путешествуем совместно. Были, к примеру, на десятом шлюзе, где в свое время на строительстве канала познакомились и поженились наши ветераны Сусанна и Николай Башмаковы. Там они даже нашли домик, в котором жили на строительстве канала, и место, где вместе работали. Всё это произвело на ветеранов потрясающее впечатление.

План мероприятий, проводимых в клубе, разрабатывается на весь год, и каждую последнюю либо предпоследнюю пятницу каждого месяца проводятся встречи. Но, кроме того, и сами ветераны, благодаря работе клуба, созваниваются и встречаются теперь друг с другом вне рамок этих планов.

– В нынешнем, юбилейном году мы замечательно встретили вместе наш праздник первой воды – день слияния вод Волги и Дона? приходящийся на тридцать первое мая, – рассказала Валентина Сорокалетова. – После официальных мероприятий члены клуба ветеранов вместе пошли в часовню святого праведного Феодора Ушакова, а затем – к первому шлюзу. В этот момент там шлюзовалось крупное нефтеналивное судно. Мной было обговорено заранее, что, проходя через шлюз, оно даст протяжный гудок, приветствуя ветеранов. Для них же это стало полной неожиданностью, на глазах у ветеранов выступили слезы от волнения…