Казачья мода от татарских кутюрье

  • Казачья мода от татарских кутюрье
  • Казачья мода от татарских кутюрье
  • Казачья мода от татарских кутюрье
  • Казачья мода от татарских кутюрье
  • Казачья мода от татарских кутюрье
  • Казачья мода от татарских кутюрье
Не только удалью, но и изысканным кафтаном любили и умели блеснуть донские казаки. Казачьи наряды – это не только цветастые костюмы фольклорных коллективов, что мы видим сегодня на сцене да в сундуках-музеях. Современная казачья молодежь продолжает щеголять в кубельках и шалях, которые могут рассказать многое о своем хозяине.

По одежке встречают

Каждому возрасту – свои фасон, цвет и ткани, свои отделка и украшения. По наряду казачки легко можно определить, замужняя это женщина или девушка на выданье, какого она рода и даже сколько у нее детей.

– В костюме казачки можно найти русские, турецкие, черкесские элементы. Казаки часто брали себе жен в полон, а те привозили с собой свою культуру, которая, конечно, отражалась и в одежде, – рассказывает руководитель народного фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» Виктория Путиловская.

Донские казачки в старину одевались по-восточному. Поверх рубашки и по-турецки скроенных штанов носили малоизвестное всем платье-кубелек, напоминавшее чем-то татарский камзол.

– Заимствован он был у турок, с тюркского переводится как «бабочка», – говорит казачка из Михайловки Людмила Колпакова. – А все потому, что его рукава напоминают крылья бабочки.

Как и в старину, сегодня такой наряд шьют своими руками. На его создание и отделку уходят немало средств и времени.

Поверх кубелька богатые казачки надевали кафтан. На голове носили повойник из парчи или рогатую кичку.

Именно кубелек был традиционным костюмом, а не знаменитая парочка, что пришла в начале ХХ века из городской моды. К слову, казачки всегда следили за модными тенденциями и старались одеваться по-городскому. А после войны с французами в 1812 года на Дон пришла и европейская мода.

Зачем казачек загоняли в поньку?

– Многие спрашивают: почему на белых казачьих рубахах видны красные ластовицы и ромбы? На самом деле это своеобразный оберег еще с языческих времен. Из дорогой ткани шили только видимые места, остальное кроили из холста или льна. А когда рубаха снашивалась, дорогую ткань отпарывали и перешивали, – говорит Виктория Путиловская.

Казачки слыли не только модницами, но и искусными рукодельницами. Кофты шились облегающими фигуру или разлетайками, поверх юбки обязательно надевались передники, или завесы. Все это украшалось нарядными пуговицами, тесьмой, кружевом ручной работы.

Своеобразным оберегом были коклюшечные кружева. Их плели на счастливый брак, на здоровье детей, они обладали магической силой, поэтому кружево никогда не выбрасывалось – с изношенного платья его срезали, переносили на другое и передавали девочкам по наследству.

Казаки любили блеснуть пышностью, поэтому и ткани выбирали со вкусом. Особым шиком считался наряд из настафиля (сукно яркой окраски) ярко-малинового, желтого или синего цвета.

– Чем старше становилась казачка, тем темнее она выбирала ткани для своей одежды. Бабушки предпочитали коричневые и черные цвета, а самым красочным был наряд девушек-невест, – продолжает Виктория Валерьевна.

Зрелость девушки-невесты отмечали обрядом – «загоняли в поньку». Понька, или понева, – это кусок материи, служившей юбкой. Носили ее только замужние женщины.

Шуба для младенца

Не только цвет ткани, но и крой одежды мог поведать о своей хозяйке. У казачек, у которых были младенцы, крой шубы был особый: правая пола шилась длиннее, чтобы в нее девушка могла закутать малыша. Ну а поверх казачка обязательно накидывала шаль. Она была предметом гордости – накинутая поверх шубы шаль должна была быть роскошной.

У нас с вами в гардеробе наберется от силы пара-тройка предметов верхней одежды. А вот у донских казачек нарядов на холода было превеликое множество.

– Сейчас молодежь ходит в ветродуйках – идут и ветер у них кругом гуляет. Меня замуж отдавали, тулупчик был у меня, он плотно облегал тело, овчинная шуба, сак, полусак, гешка и два пальто, – загибая пальцы, гутарит родившаяся на Дону Агриппина Чебакова.

Агриппина Дмитриевна, а что такое гешка? – уточняем мы у бабы Гриппы.

– Гешка? Короткое пальто – это гешка, а сак – это длинное пальто. Полусак – короткое плюшевое пальто.

Повседневные, праздничные и домашние

В конце ХIХ века на Дон пришла мода и на обувь. У девушек в зажиточных семьях появились полусапожки, чирики. С нарядной одеждой казачки носили ботинки на каблуке со шнуровкой впереди – гусарики и гетры – высокие ботинки с застежкой на боку.

Правда, жительница станицы Голубинской, родившаяся уже в 1918 году, рассказала, что основной обувью зимой у казачек вплоть до середины прошлого века все же были валенки.

– Валенки у нас были повседневные, праздничные и домашние. На выход обували мы и гетры. А вот у тех, кто побогаче, были сапоги, только называли мы их штиблетами, – поделилась Мария Абрамова.

И, конечно, ни один наряд не обходился без бус и колец, перстней и монисто. Но любимым украшением донских красавиц был жемчуг. Может быть, потому что жемчужинки казались казачкам застывшими слезами, которых за свою жизнь они проливали немало.

Гуторим по-казачьи

Сак – длинное пальто на вате, к низу расклешенное, без воротника, с небольшим отворотом. Застегивался сак на боку на пуговицы.

Полусак – укороченное пальто без воротника, на пуговицах, покрыто плюшем.

Гешка – короткая зимняя одежда на вате, покрыта бархатом или гарусом, застегивается на пуговицы.

Настафиль – сукно яркой окраски.

Гусарики – праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX веке их носили девушки из зажиточных семей.

Гетры – высокие ботинки с застежкой на боку.

Кубелек – костюм казачки, состоящий из нижней рубахи с длинными рукавами и верхнего кафтана, который шился разным кроем и разными тканями, в зависимости от возраста и положения казачки в обществе.

Знаете ли вы, что...

*За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Потерять папаху казак мог только вместе с головой, потому и берег головной убор пуще зеницы ока.

* Кубанку (папаху, фуражку) кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы кубанка (папаха, фуражка), как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала расплата.

* Казаки хранили обручальное кольцо в ладанке. Когда казак погибал в чужих краях, его кольцо отправляли домой вместе с фуражкой или папахой и тогда его жена носила уже два кольца.

Зачем казаку серьга в ухе?

Серьга в левом ухе говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом – последний мужчина в роду. При равнении направо командир всегда видел серьгу в левом ухе и старался оберегать этого воина. Они, как и все, сражались на поле боя, но остальные казаки по неписаным законам старались их уберечь.

DNG

Поделиться в соцсетях