Когда кисть становилась оружием

Когда кисть становилась оружием
Величайшего трагизма достигала обстановка в пору Сталинградской битвы или же блокады Ленинграда.

Но даже в этих условиях находилось место смеху, юмору, сатире, воплощенным в художественное творчество.

К примеру, в радиопередаче, ежедневно выходившей в эфир в блокадном Ленинграде, наряду с последними новостями с фронта непременно находилось место сатирической страничке. «Да-да, мы смеялись в то страшное время, – вспоминала по этому поводу поэтесса Ольга Берггольц. – И это отнюдь не был «юмор висельников!»

«Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, – делился воспоминаниями выдающийся клоун и киноактер, а в пору Великой Отечественной войны – защитник Ленинграда Юрий Никулин. – От этого нам становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера».

Описания смешных либо трагикомичных случаев можно встретить и в дневниках защитников Сталинграда. Мастером такого рода юмористических либо сатирических зарисовок был сталинградский фронтовой художник Юрий Ворогушин, трудившийся в редакции газеты 64?й армии под названием «За Родину». Более двадцати таких рисунков Юрия Владимировича, созданных им во время Сталинградской битвы, находятся в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва».

В рамках научной работы, посвященной отражению Сталинградской битвы в советском изобразительном искусстве, исследованиями творчества этого художника занималась кандидат исторических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета Елена Огаркова.

– В феврале 1942 года в Тулу, где в заводской малотиражке работал Юрий Ворогушин, в числе других воинских частей прибыла 64?я армия, – рассказывает Елена Владимировна. – Редактор армейской газеты «За Родину» батальонный комиссар Зворыкин был впечатлен художественным мастерством туляка и пригласил его в свою газету. Так Юрий Ворогушин стал одним из летописцев Сталинградской битвы. На протяжении всего сражения под Сталинградом он неизменно находился в полосе боевых действий, собирая материалы для очерков, делая фоторепортажи, газетные плакаты, листовки, стенгазеты и зарисовки.

«Сейчас я делаю для праздничного номера рисунок, – писал Юрий Ворогушин с фронта в одном из писем своей матери. – Мерзнут руки и нос. Туши осталась одна капля, так что доканчивать его придется, наверное, чернилами. Кисточка одна, и я берегу ее как зеницу ока…»

Не утратить оптимизма в этих нелегких фронтовых условиях хорошо помогало художнику его чувство юмора. Видимо, поэтому рисунки Ворогушина пользовались любовью у бойцов. А некоторые из них, например «Болтун – находка для шпиона» или «Сталинградские клещи на немецкий клин», даже воспроизводились на фронте в листовках.

С непревзойденной точностью и лаконичностью описывал Юрий Ворогушин в своих рисунках жизнь самой прифронтовой редакции. Явственно видна во множестве из них его огромная симпатия к своим товарищам по работе, чувствуются наблюдательность и юмор. С таким вот добрым юмором изображал Ворогушин, например, своего друга – фотокорреспондента газеты «За Родину» Георгия Липскерова. Им была создана целая серия своеобразных шаржей, рассказывающих о похождениях этого бравого фотокора в ходе сражения под Сталинградом. Но в то же время среди публикаций Ворогушина того периода встречаются и полные ненависти к врагу сатирические памфлеты, а также его очерки, посвященные подвигам бесстрашных защитников Родины.

Рукой армейского художника запечатлено было немало волнующих исторических событий грозной военной поры. Это и разгром фашистских полчищ под Сталинградом, и пленение генерал-фельдмаршала Паулюса, и освобождение Харькова, Корсунь-Шевченковская операция, бои за Будапешт, Вену и Прагу. Художник рисовал, как правило, в моменты кратких перерывов между боями, а порой и прямо под артиллерийским и минометным обстрелом. Так создавал он портреты отличившихся солдат и командиров, боевые листки, карикатуры на врага.

– На примере коллекции рисунков и карикатур художника редакции газеты «За Родину!» 64?й армии Юрия Ворогушина, – делает вывод Елена Огаркова, – можно говорить о характерных чертах изобразительной сатиры и юмора во фронтовой печати периода Сталинградской битвы. Это, прежде всего, способность автора увидеть, разглядеть комичные моменты в жестокой фронтовой действительности. А в целом сатира и юмор сыграли немалую роль в сопротивлении агрессорам, в мобилизации духовных сил нашего народа на достижение Победы.

Сам же Юрий Ворогушин в составе бывшей 64?й армии, ставшей после сражения под Сталинградом 7?й гвардейской, вместе с редакционным коллективом проделал большой фронтовой путь от Сталинграда до Праги. Художественное творчество его в это грозное время было отмечено орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».