Из журналистской командировки в город Псков Валерий ЦВЕТКОВ и Александр ФОЛИЕВ привезли читателям «Сталинградки» не только свои впечатления, но и очень интересный рассказ о малоизвестных фактах истории этой святой для всех православных земли.
…От автостанции в Печорах до обители – несколько минут пешком. Когда мы уже пересекли Соборную площадь и подходили к монастырским вратам, раздался колокольный звон. Он словно поднимался из недр земли к небу, наполняя собой округу. И не было в этом слухового обмана. Благовест действительно разносился из глубины, ведь обитель лежит в лощине между холмов.
Под праздничный колокольный звон мы и спустились на главную площадь монастыря перед Успенским храмом. Как раз тогда, когда приехал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, чтобы провести в монастырской церкви Сретения Пресвятой Богородицы службу в честь великого праздника Сретения Господня.
Признаться, мы было подумали, что не до журналистов будет в этот день монастырской братии. Но все в итоге устроилось – с Божьей помощью – как нельзя лучше. А пока в ожидании, когда нам определят провожатого, вместе с прихожанами вошли в храм.
Народу было столько, что казалось – вновь пришедшему уже не найти места, но каким?то чудесным образом оно находилось.
Поставить свечки к образам у многих не было возможности, но люди передавали их впереди стоящим со словами: «К Празднику», то есть к иконе Сретения Господня. Сама служба была великолепна, прекрасно пели молодые насельники; казалось, что храм переполнен благодатью великого православного праздника.
Пещеры, Богом зданные
А минут через сорок нас тихонько позвали со службы. Нашим «гидом» по монастырю стал монах Евтихий. Это была удивительная экскурсия; его рассказ касался не только истории монастыря, но и дня сегодняшнего. Мы увидели все святыни обители, что подчас не всегда удается паломникам.
Началось же наше знакомство с монастырем с его знаменитых пещер. В конце ХIV века, как повествует летопись, изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца (он протекает по территории монастыря) «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».
Потом эти земли приобрели местные крестьяне; по жребию они достались Ивану Дементьеву, поселившемуся неподалеку, у реки Пачковки. Рубил он как?то лес на склоне горы. Одно из деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над ним надпись: «Богом зданныя пещеры».
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из?за набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны, летописная история сохранила только имя «начального инока» преп. Марка.
По записи в монастырской летописи, в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми поселяется во Пскове, где и узнает о пещерах. Рядом с ними он устроил еще одну, в которой создал церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После ее кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Собственно, он и считается основателем монастыря.
Подземный погост
Сейчас пещеры подразделяются на ближние и дальние, общая их протяженность – 217 метров на глубине 17 метров. Здесь всегда постоянная температура (около 8 градусов). Своды – из песчаника. По словам Евтихия, как?то были здесь метростроевцы и удивлялись: мол, у нас бы такой грунт давно обвалился… А эти пещеры стоят уже почти шесть веков, причем своды их – без подпорок, только боковые стены местами обложены камнем.
Ближние пещеры протяженностью всего около 15 метров. В них гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Дальние пещеры состоят из семи галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6?й и кануном в конце центральной. Эти пещеры по сути монастырское кладбище.
Веками пещеры служат местом упокоения иноков и благочестивых мирян. Здесь похоронены, в частности, предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева. Хоронят усопших в стенах, гробы землей не засыпаются, при этом запах тления полностью отсутствует…
Евтихий задержался на несколько минут у места погребения протоиерея Василия Швеца. Как оказалось, он был его духовным наставником: «Отец Василий бывал в Волгограде. У него там много было духовных чад». Тут?то и выяснилось, что монах Евтихий – наш земляк, жил в Кировском районе, в монастыре почти 15 лет. Вот такая получилась встреча.
На Святой горе
После пещер вместе с Евтихием мы поднялись на Святую гору. Далеко не всем паломникам удается здесь побывать, увидеть монастырь с высоты. На горе сохранились дубы, современные самой обители.
А еще мы вблизи увидели большую монастырскую звонницу. Возвели ее, к слову, в XVI веке. В Волгограде и во многих других российских городах у храмов есть колокольни. А вот на северо-западе (особенно в Псковской и Новгородской областях) по большей части у церквей именно звонницы.
Именно в Печорах я впервые увидел, как управляются с колоколами звонницы. В самые большие монахи звонят с земли с помощью длинного шеста (или коромысла). Такой способ именуется «очепным» (сохранился только именно здесь), причем раскачивается сам колокол, а не его язык. А в колокола поменьше звонят с помощью веревок – для этого на противоположной стороне устроена специальная площадка на втором ярусе Сретенской церкви.
Большая звонница – одна из крупнейших подобного типа (как и звонницы Новгородского Софийского собора, церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове). У нее шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее. И собрание колоколов Псково-Печерского монастыря – одно из самых значительных как на псковской земле, так и в северо-западной России.
От Иоанна Грозного до Владимира Путина
Как рассказал Евтихий, три самых больших колокола – «Праздничный», «Полиелейный» и «Великопостный» – были подарены монастырю Иоанном Грозным, Борисом Годуновым и Петром I.
С Иоанном Грозным связано такое предание. В 1570 году он, заподозрив измену игумена монастыря Корнилия, собственноручно убил его, причем, как гласит рукопись, хранящаяся в Троице-Сергиевой лавре, прямо у монастырских ворот. Раскаявшись буквально в ту же минуту, царь понес тело игумена в Успенский храм. С тех пор путь от Никольского храма до Успенской церкви называют «кровавым путем». К слову, после этого царь сделал богатые пожертвования монастырю…
А вот Петр Первый (он сам бывал здесь четыре раза) отмечен в истории обители совсем другим. В 1701 году царь повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили пять бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной, в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В Псково-Печерском монастыре в октябре 1732 года была проездом императрица Анна Иоанновна. Приехала она в коляске, но тут пошел густой мокрый снег, и ей на обратный путь пришлось пересесть в сани. А коляску оставила монастырю – так она с тех пор и стоит на том же месте…
С 1785 по 1824 год в обители подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, трое суток находившийся как бы совершенно мертвым. В 1822 году с ним келейно беседовал император Александр I.
В августе 1903 года в монастыре побывала императорская чета – Николай Второй с Александрой Федоровной. У Святых ворот в Петровской башне августейшую фамилию встречал крестный ход. Высокие гости побывали в соборном храме Успения Божией Матери, посетили Богом зданные пещеры, ознакомились с предметами старины и библиотекой в ризнице. В Михаило-Архангельском храме они приложились к чудотворной иконе Божией Матери «Умиление» и почтили память воинов, павших в Отечественной войне 1812 года, чьи имена высечены на установленных здесь мемориальных досках. Николай II также имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
Но от давней истории обратимся в наше время. В 1967?2006 годах в монастыре жил духоносный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный подвигом своей христианской жизни далеко за пределами России. Ежедневно к нему шли паломники со всей страны за советом, утешением, помощью. В числе его духовных учеников – знаменитые политики, актеры, но их имена не афишируются. Известно, что ездил к нему Борис Ельцин. 2 августа 2000 года к старцу приезжал Владимир Путин и проговорил с о. Иоанном в его келье больше часа. Обсуждал вопросы церковной и общественной жизни со старцем Патриарх всея Руси Алексий II.
Волгоград - Псков
***
Конечно, обо всем увиденном в обители невозможно рассказать в одной газетной публикации. Напоследок же еще об одном знакомстве, которое состоялось здесь. Большую помощь нам оказал иеромонах Прохор, но с ним мы встретились уже после того, как разъехались высокие гости. И, как оказалось, он тоже наш земляк, жил на Красном Октябре, учился в 20?й школе. Иеромонаху Прохору и монаху Евтихию мы подарили на память от редакции «Сталинградки» книгу «Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда».