Коммунальщики со стороны

Коммунальщики со стороны
Практика смены управляющей организации, которая не устраивает жильцов, в областном центре появилась недавно. Произошло это после того, как коммунальным проблемам жильцов особое внимание уделил губернатор Волгоградской области Сергей Боженов.

Сразу после своего вступления в должность Сергей Боженов поднял ряд острых коммунальных вопросов. Глава региона встретился с жильцами наиболее проблемных многоэтажек, у которых было много претензий к своей управляющей компании. Тогда во время беседы жильцы пожаловались губернатору, что все их попытки узнать, насколько обоснованы выставленные платежи, ни к чему не приводят. К тому же многие граждане не могли понять и того, на что тратятся их средства от квартплаты. Сергей Боженов поддержал жителей в их стремлении добиться справедливости, и тема прозрачности работы управляющих компаний получила новое звучание.

К обсуждению проблемы были привлечены руководители профильных структур администраций области и города, депутаты регионального парламента, представители управляющих компаний. Глава региона особо отметил, что отчет управляющей организации о финансовой и хозяйственной деятельности перед жильцами – обязательное условие работы. Компании не должны забывать, что именно жильцы нанимают их и обеспечивают работой. Сергей Боженов указал на необходимость введения в регионе повсеместной практики ежеквартальных отчетов управляющих организаций перед потребителями услуг.

– Хочу предупредить руководителей управляющих компаний – вакханалия закончилась, наступает время, когда придется отчитываться и за свою финансовую деятельность, и за свои расходы перед жильцами, – подчеркнул губернатор. – Если у нас получится конструктивный диалог с управляющими компаниями, значит, они будут работать, если нет – то районные и городские власти при поддержке власти региона, надзорных и правоохранительных органов найдут метод, чтобы создать альтернативное управление многоквартирным жилым фондом.

Непонятные платежи

Видимо, не все управляющие компании, которые работают на территории областного центра, прислушались к рекомендациям губернатора. Потому что многие жильцы так и не смогли добиться от них внятных ответов на свои вопросы.

– Наш двор – просто ужас какой-то, – рассказывает жительница дома по улице Маршала Рыбалко, 12 в Дзержинском районе Нина Нестерова. – В окружении других многоэтажек мы как изгои. Дворника не видим. В подъезде если сами уберемся, то чисто, нет – никто этого делать не станет.

Однако, по словам жильцов, со всем этим трудностями можно было мириться, если бы не другая проблема.

– Тарифы растут, а понять, на что именно тратятся собранные средства, мы не можем, – объясняет жительница этого же дома Ирина Щербакова. – Мы долго пытались добиться, чтобы управляющая компания представила отчет, сколько она собрала денег и на что их потратила. В итоге выяснилось, что за прошлый год остались не потраченными 181 тысяча рублей. Несмотря на это коммунальщики надумали еще повысить тариф на техническое обслуживание. Но ни ремонт, ни какие-то другие дополнительные услуги они в смету не закладывали. Зачем же тогда поднимать тариф?

В подобной ситуации оказались и жители Кировского района Волгограда. Как рассказали жильцы дома в поселке Саши Чекалина, их жилье уже давно в ужасном состоянии. Много лет назад их предполагалось расселить, однако вопрос затянулся. Как следствие, коммунальных проблем одна острее другой в этом здании, как говорится, накопилось выше крыши. Но встретить взаимопонимание коммунальщиков получалось не часто.

– Они кивали на администрацию Кировского района, а чиновники – на управляющую компанию, – говорит Татьяна Колесникова. – А воз и ныне там. Обиднее всего то, что мы эту управляющую компанию не выбирали.

По словам жильцов, когда стали выяснять, как управляющая организация пришла к ним, выяснились курьезные факты.

– Ни я, ни соседи не припомним, чтобы было какое-то собрание, – уверяет Тамара Орлова. – Когда же познакомились с итогами голосования, то увидели в списке фамилии даже тех, кто уже давно не живет в нашем доме. А секретарем собрания, как оказалось, была выбрана глухонемая жительница.

Суд рассудил

После того, как были испробованы все способы найти общий язык с управляющими компаниями, жильцы домов по улицам Маршала Рыбалко, 12, Рионской, 22, 8-й Воздушной Армии, 34 обратились в инспекцию Госжилнадзора Волгоградской области с просьбой проверить правомерность выбора управляющей компании. В данном случае речь шла об ООО «УК «Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда». Аналогичная просьба поступила и от волгоградцев, проживающих в доме № 7 по улице Саши Чекалина, которые поставили под сомнение правомерность выбора в качестве управляющей организации ООО «РЖК». И опасения граждан оказались небеспочвенными.

По итогам проверок Госжилнадзора были выявлены нарушения ряда требований законодательства. Они касались порядка проведения общих собраний собственников многоквартирных домов, порядка и сроков уведомления, наличия кворума, методики подсчета голосов, формирования повестки дня.

Учитывая, что указанные нарушения являются существенными, специалисты Госжилнадзора в интересах жителей обратились с иском в суд о признании недействительными решений общих собраний собственников. В районных судах исковые требования были удовлетворены.

К слову, проверки Госжилнадзора установили также нарушения при создании ТСЖ «Ул. Мира 20», ТСЖ «Север-11», ТСЖ «Салют». Суды констатировали факт их незаконного создания и приняли решения об их ликвидации.

– В прошлом году появились законодательные изменения, которые наделили Госжилнадзор дополнительными полномочиями, – отметила руководитель инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Надежда Каминская. – Речь идет о проверке устава ТСЖ на соответствие действующему законодательству, правомерности проведения общих собраний по выбору управляющей компании, проверки на соответствие действующему законодательству условий договора управления. Сейчас нарабатывается практика этой работы.

По словам Надежды Каминской, все эти новшества должны сделать работу управляющих организаций гораздо более эффективной и ответственной. Ведь теперь руководители управляющих компаний будут ясно осознавать, что в случае конфликта с жильцами им будет найдена замена.