Коня степного на Сену пить водил калмык

  • Коня степного на Сену пить водил калмык
  • Коня степного на Сену пить водил калмык
  • Коня степного на Сену пить водил калмык
В марте 1814 года передовые части русской армии вступили в Париж

В их авангарде находился Первый калмыцкий полк под командованием уроженца наших краев Джамбы-тайши Тундутова. Факт этот стал славной страницей в истории как Российской армии, так и калмыцкого народа.

Потомки Чингисхана

Уникальное место сохранилось в Светлоярском районе – территория, где в бывшем урочище Заста (ныне поселок Солянка) около 100 лет назад находилось имение князей (или нойонов – по-калмыцки) Тундутовых. Хотя осталось именно лишь место – нет там практически следов разрушенного некогда дворца, как и располагавшихся при нем хозяйственных построек.

Едва заметен на земле фундамент культового буддийского сооружения – субургана, или ступы, где был похоронен Церен-Давид Тундутов – один из ярких представителей именитого в то время рода. Давно здесь не шумят фруктовые сады, позаросли пруды, в которых разводилась рыба…

Род дербетовских нойонов Тундутовых был одним из старейших калмыцких родов. Уже с VIII века нашей эры калмыки приписывали ему небесное происхождение.

Сохранилась легенда о том, будто бы мальчика, от которого повелся этот род, калмыки нашли в дупле вербы, где его вскармливали сова и волк. А вот факт родства Тундутовых с самим Чингисханом не подлежит сомнению – один из далеких предков этого древнего рода был действительно женат на дочери Великого могола.

Земли - грамотой царя

Долгое время нойоны имели почти безраздельную власть над калмыцким народом, живущим в России. Однако указом императрицы Екатерины II от 19 октября 1771 года Калмыцкое ханство было упразднено. В 1800 году депутация калмыков прибыла в Санкт-Петербург, где изложила императору Павлу I тягостное положение зависимости калмыков от Донского казачьего войска.

Выслушав посланцев от Калмыкии, русский самодержец предоставил российским калмыкам независимость как от Донского казачьего войска, так и от астраханских губернских властей. Он также даровал им право избирать собственного хана и вступать в сношения с Иностранной коллегией.

А в сентябре того же года Высочайшей грамотой Павла I калмыцкому народу были пожалованы земли «от Царицына по рекам Волге, Сарпе, Салу, Манычу, Каме и взморью…».

Калмыки в долгу не остались – в апреле 1811 года, когда подули над Европой ветры новых войн, в соответствии с указом императора Александра I из жителей калмыцких улусов Астраханской губернии были сформированы два полка численностью по 500 человек каждый. Первый из них возглавил Джамба-тайши Тундутов, второй – Серебджап Тюмень.

Калмыки против французов

Весть о войне с Наполеоном настигла калмыцкие полки на границе с герцогством Варшавским, где они исполняли кордонную службу. Вскоре в ходе боев под Модлином и при отражении вылазок противника бойцы Первого калмыцкого полка зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Командир полка капитан Тундутов был награжден императором золотой саблей с выгравированной надписью «За храбрость».

В конце 1813-го и в начале 1814 года Первый калмыцкий полк прошел с боями всю Германию. В марте 1814 года совместно с конными частями русской армии он принял участие в крупном сражении во Франции, при Фер-Шампануазе. Затем при местечке Леферт произошла последняя битва калмыков с французами. Здесь и закончился славный боевой путь калмыцкого полка под командованием Джамбы Тундутова.

Участник Отечественной войны 1812 года Федор Глинка не случайно писал: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык, и в Тюильри у часового сиял, как дома, русский штык!».

В начале 1815 года Первый калмыцкий полк, в котором оставалось 386 воинов, прибыв в родные степи, был распущен по домам. Реликвии его, связанные с участием в войне 1812-1814 годов, – боевые знамена, оружие, седла, мундиры, грамоты императоров – хранились с этого момента в Засте (то есть в Солянке, под Царицыном).

Первый депутат

Род Тундутовых был родом просвещенным, передовым по меркам того времени. В хозяйстве с давних пор им употреблялись механические жатки, веялки. Церен-Давид Тундутов оказал важное содействие правлению акционерного общества Владикавказской железной дороги в сооружении станции, названной позднее в его честь «Тундутово» (ныне станция Канальная).

Тундутовы оказывали помощь бедным, открывали школы за свой счет, жертвовали деньги в калмыцкие улусные ссудно-сберегательные кассы. Церен-Давид открыл также больницу. Человек этот пользовался уважением и любовью у калмыцкого народа, калмыки о нем даже песню сложили.

В то же время Церен-Давид Тундутов был известен в стране как либерально настроенный общественно-политический деятель. Он занимался писательской и журналистской деятельностью, наукой и литературой.

Вместе с супругой Эльзете Церен-Давид поддерживал среди калмыков национальные и религиозные традиции. Они отправляли посланников в столицу Тибета Лхасу с дарами к Далай-ламе, за что тот передал особую печать (вечную визу), дающую право беспрепятственного въезда в Лхасу.

В 1906 году Церен-Давид Тундутов был избран от калмыков депутатом во впервые созданный в стране парламент – 1-ю Государственную думу. Однако всего через год после этого он скончался и после проведения буддийского обряда был похоронен в субургане на территории родового имения Тундутовых. Возле калмыцкого села Малые Дербеты ему был установлен чугунный памятник.

Визит оракула

В марте 1917 года на первом съезде представителей калмыков был избран ЦИК по управлению калмыцким народом Астраханского края. В него вошли, в частности, выдающийся просветитель калмыков Номто Очиров и еще один представитель рода Тундутовых – Данзан Тундутов.

Вскоре они прибыли в Петроград, где потребовали от Временного правительства признания суверенного права калмыков на их земельные угодья, на защиту земель от захватов крестьянами. Но председатель правительства князь Львов им отказал.

После Гражданской войны территория имения Тундутовых входила в Красноармейский район Сталинградского округа, их родовой дворец принадлежал райотделу милиции. Но другие катаклизмы ХХ века миновали это место.

В стороне прошел Волго-Донской судоходный канал, на территории усадебного парка новые власти не построили ни МТС, ни колонию для малолетних преступников. Живописные поля в округе не были застроены. Урочище как бы уснуло на десятилетия, сохранив свою историю.

В 2010 году был сделан первый шаг к возрождению имения Тундутовых. В почитаемый калмыками праздник – День рождения Будды Шакъямуни - здесь была возведена Ступа Просветления. Буддизм, одна из четырех традиционных религий России, вернулся на волгоградскую землю, благодаря калмыкам - в виде вновь созданного культового сооружения.

А 22 октября 2011 года оракул Далай-ламы XIV Туптен Нгодуп провел обряд освящения Ступы и, узнав, что есть намерение восстановить само имение Тундутовых, сказал, что будет молиться за это....

Фото Александр Литвинов, www.narod.ru