Крах операции "Тайфун"

Когда после Великой Отечественной вой­ны Георгия Жукова спрашивали о том, какой ее период был для него самым тяжелым, маршал победы отвечал: "В 41?м году, под Москвой"

В те дни, когда, по сталинскому выражению, ребром стоял вопрос о том, жить или умереть Советскому государству.

Взятие Москвы, согласно плану гитлеровского "блицкрига", должно было увенчать собой восточную кампанию вермахта в 1941 году. К разработке планов по ее захвату немецко-фашистское командование приступило в самом начале осени.

В соответствии с ними предполагалось окружить основные силы Красной армии, прикрывавшие советскую столицу с запада, уничтожить их в окрестностях Брянска и Вязьмы, а затем стремительным броском обойти Москву с севера и юга и захватить ее в кольцо. В целях секретности эта операция верховного командования сухопутных войск Германии получила кодовое название "Тайфун".

Генеральное наступление немецких войск началось в последние дни сентября. А уже через неделю им удалось окружить под Вязьмой и под Брянском сразу шесть советских армий. Путь на Москву для гитлеровцев был практически открыт. Над столицей нависла смертельная опасность.

К началу ноября отчаянными усилиями советских войск удалось временно стабилизировать ситуацию на подступах к Москве. Но в середине этого же месяца, пополнившись свежими силами, немецкие войска вновь перешли в наступление. Упорные бои завязались близ Тулы, Наро-Фоминска, Клина, под Дмитровом и Каширой. В них наступающие части гитлеровцев оказались изрядно измотаны, их наступательный натиск постепенно стал ослабевать.

Но немецко-фашистские войска по?прежнему имели под Москвой значительное преимущество в живой силе и в технике. Однако несмотря на это, а также на сильные морозы и глубокий снег, войска Калининского, Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов 5 декабря перешли в наступление. Вскоре южнее города Калинина и северо-западнее Москвы оборона врага была прорвана.

- Наша 49?я армия, - делится воспоминаниями участник битвы под Москвой, волгоградец Михаил Терещенко, - перешла в контрнаступление 6 декабря. Рано утром этого дня над полем боя в Подмосковье в небо взвились зеленые ракеты. Первыми танки пошли, за ними - мы, увязая в глубоком снегу. Тут же ударили "катюши". Мы ворвались в окопы гитлеровцев, завязалась рукопашная. Было много убитых и раненых, но мы фашистов из окопов выбили.

Мощные удары Красной армии по фланговым группировкам гитлеровской группы армий "Центр", намеревавшимся замкнуть кольцо окружения вокруг Москвы, заставили немецко-фашистское командование принять меры по спасению своих войск от разгрома. Поэтому 8 декабря 1941 года Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всем советско-германском фронте. Тем не менее контрнаступление советских войск под Москвой успешно продолжалось, а отступление гитлеровцев переходило зачастую в бегство, в панику. На многие километры к западу от советской столицы дороги были усеяны брошенными ими орудиями, танками, грузовиками, глубоко увязшими в снегу.

К концу декабря 41?го года в ходе ожесточенных боев Красная армия отбросила врага от Москвы на расстояние от 120 до 180 километров. Чуть ли не каждый новый день становился тогда днем освобождения от оккупантов новых и новых населенных пунктов. И каждый день советские солдаты видели в этих городах и селах сожженные дома, растерзанных либо висящих в петлях мирных жителей, возле виселиц с телами которых так любили фотографироваться фашистские каратели… Сообщения о многих этих фактах были опубликованы тогда в советской прессе, а потому именно после битвы под Москвой советский народ охватило небывалое прежде ожесточение по отношению к врагу, лютая ненависть к нему.

В битве под Москвой фашистская Германия не только утратила стратегическую инициативу, но и окончательно проиграла так называемый блицкриг - свою "молниеносную войну" против Советского Союза.

За время битвы под Москвой, продолжавшейся в общей сложности с начала октября 1941 года и до конца марта 1942?го, фашистский вермахт потерял убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными около 650 тыс. своих солдат и офицеров. При том что за всю военную кампанию на Западе в 1940 году потери его исчислялись всего 27 тыс. военнослужащих.

А день начала контрнаступления советских войск под Москвой, 5 декабря, теперь причислен навсегда к Дням воинской славы России.