С момента выхода на экраны легендарных «Офицеров» мы узнали, что есть такая профессия – Родину защищать. Но есть и другая – оберегать память тех, кто погиб за Родину. В канун 73-й годовщины Сталинградской Победы «ВП» рассказывает о тех, кто посвятил свою жизнь поиску павших за спасение Отчизны. Потому что это тоже великая и благородная профессия. Несколько раз в год во время своих отпусков поисковики отправляются на Вахты памяти, возвращая из безвестности имена, собирая истории семей. Сюда приезжают, чтобы найти павших, установить их личности и спустя десятилетия передать весточку родным и близким.
73 года в одном окопе
…Лопата с трудом вошла в землю. Раздался металлический звук. Кто?то сказал: «На броню не похоже. Попробуем без лопат». Поисковики натянули перчатки, стали разгребать высохшую без дождя землю. То, что они увидели спустя час, было невероятным. В окопе лежал солдат в ис-тлевшей шинели. Ни время, ни земля, осыпавшаяся годами со стенок изрытого бомбами и снарядами окопа, не изменили его предсмертного положения. Через пару часов поисковики обнаружили второго бойца.
– Они лежали вместе в одном маленьком окопе, – рассказывает член поискового отряда «Красноармеец» ВРПОО «Наследие» Анастасия Соловьева. – Их обнаружили близ хутора Буерак-Поповского Серафимовичского района минувшим летом. Красноармейские книжки находились в кармане одного из них и были залиты кровью. Скорее всего, когда погиб первый, второй забрал его документы себе, потом погиб и он. Имена героев удалось установить благодаря кропотливой архивной работе. Спустя 73 года две семьи из Грузии и Мордовии узнали о судьбах своих родных, пропавших без вести на сталинградской земле.
Одним из красноармейцев оказался грузин Давид Георгиевич Чалахешашвили. При нем были планшет, подсумок, карандаши, монеты и бумажные деньги, зубная щетка и фляжка. В красноармейской книжке значилось: рядовой третьей роты 1389?го стрелкового полка 96?й стрелковой дивизии Чалахешашвили Давид Георгиевич, 1922 г. р., уроженец села Цлункаани (ныне Озаани) Цителцкаройского (сейчас Дедоплисцкаройский) района Грузинской ССР. Был призван на службу 11 января 1942 года. С июля того же года считался пропавшим без вести. В вещах Давида обнаружился еще и фрагмент письма на грузинском с едва читаемыми обрывками слов – для поисковиков настоящая находка, это и помогло найти его близких.
Возвращение солдата
– Ответ из Грузии пришел быстро, – говорит поисковик Елена Шефер. – Давиду было всего 20 лет. Из его деревни призвали 136 человек, и никто не вернулся живым…
Архитектора-дизайнера Елену Шефер к «красноармейцам» привели поиски своего прадеда. В книге памяти он числится как без вести пропавший.
– Быть может, и моего прадеда кто?то найдет, – надеется девушка.
В поиске родных Давида Чалахешашвили волгоградцам помогла секция интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии. Организация направила президента СРСГ «Отчизна» Валерия Сварчука в Дедоплис-Цкаро, чтобы отыскать родственников красноармейца.
– Как мне рассказал внук Давида Чалахешашвили, названный в его честь, деду было 20 лет, когда его забрали на войну, – говорит Валерий Сварчук. – Через два месяца у него родился сын Важа, которому всю жизнь не давала покоя мысль о судьбе отца. Он ездил на экскурсии по местам боевой славы, на обелисках у братских могил тщетно искал фамилию отца. Важи не стало в 2009 году. В старом доме Давида Чалахешашвили сегодня живут его внуки и правнуки. Туда и отправилась добрая весть из Волгограда.
Жена Давида Чалахешашвили Байсули Давыдовна скончалась в 1991 году. Но жива его сестра, письмо которой, адресованное «брату Давидке», помогло установить личность красноармейца.
– Сестра Давида сначала не поняла, что происходит, она уже в возрасте, не могла поверить, что спустя 73 года найдет брата и увидит свое собственное, адресованное ему письмо, – сказал поисковикам второй внук Давида Гиви Чалахешашвили. – Все родственники благодарят вас за вашу работу. Не могу передать словами и объяснить это чудо. Огромное спасибо от всего грузинского народа, от всей нашей семьи волгоградским ребятам, сумевшим отыскать нашего деда.
Останки погибшего под Сталинградом уроженца Грузии 18 сентября 2015 года были переданы его внукам. В конце сентября со всеми почестями Давида Чалахешашвили предали земле на его родине.
– Я буду ходатайствовать о том, чтобы солдат Давид Чалахешашвили был посмертно представлен к воинской награде, – сказал мне напоследок Валерий Сварчук.
Боец на отлично
Продолжение истории о двух бойцах – грузине и мордвине – я узнала перед новым годом. Председатель региональной общественной организации народов Мордовии Владимир Учаев рассказал о своих земляках, защищавших наш город. Среди прочих я
услышала знакомую фамилию – Надежкин.
Рядовой подносчик пулеметной роты 1389?го стрелкового полка штаба 96?й стрелковой дивизии Надежкин Терентий Григорьевич, 1903 г. р., был призван 28 марте 1942 года Кумарским РВК Амурской области. Из наградного листа, по архивным материалам стало известно, что он участвовал в боях с 13 августа 1942 года в районе города Серафимовича. «Подносчик патронов Надежкин в ходе боев овладел специальностью на отлично. В последнем бою за безымянную высоту огнем своего пулемета подавил две огневых точки противника и уничтожил свыше 60 румынских солдат и офицеров. Мужественный и отважный боец, мастерски владеет оружием. Всяческие попытки контр-атак разбивались огнем его пулемета». 30 ноября 1942 года вышел приказ о награждении Терентия Григорьевича медалью «За отвагу».
Семья Надежкиных жила в селе Дмитриевка Кумарского района (ныне Шимановский), у них было пятеро детей. После войны жена с детьми перебралась в село Мухино Шимановского района, там она и похоронена.
– В настоящее время в живых остались две дочери Надежкина Надежда Терентьевна Лапикова живет в Еврейском автономном округе, ей уже 84 года, и Бакуменко Нина Терентьевна из села Петропавловка Свободенского района, – рассказали поисковики.
В феврале этого года, спустя 74 года, и этот герой вернется домой. У земляков есть желание похоронить его рядом с супругой.
– На передаче останков бойца Чалахешашвили родственникам присутствовала Волгоградская областная общественная организация грузин «Иберия» и ее председатель Сосо Гогсадзе, – говорит Анастасия Соловьева. – Он попросил, если мы еще будем находить грузин, обращаться к нему. После этого возникла идея приглашать на наши мероприятия представителей национальных общественных объединений. Так, родственники мордвина Надежкина приедут к нам в феврале, и, естественно, на передачу уже приглашена региональная общественная организация народов Мордовии.
…С каждым годом становится меньше «именных» бойцов. Истлевает бумага, стираются данные. Но волгоградские поисковики продолжают рыть землю в надежде вернуть имена героям военных лет. Они говорят: война не закончится, пока не будет похоронен последний погибший солдат.
Повторил подвиг Гастелло
– В марте 1942 года из Мордовии было направлено 600 молодых ребят в 1?е и 2?е Орджоникидзевские военно-пехотные училища, – говорит председатель региональной общественной организации народов Мордовии Владимир Учаев. – Но выпуска большинство юных курсантов не дождались. 17 июля 1942 года они приняли первый бой в районе Суровикино. У курсантов не было ни достаточной подготовки, ни вооружения. И все же оборона носила активный характер. Отступая, курсанты порядком изматывали силы врага.
Среди сотен земляков немало героев. Отдельно стоит сказать об Иване Фроловиче Бибишеве. Заместитель командира эскадрильи 285?го штурмового авиационного полка Донского фронта, он совершил 141 боевой вылет.
Иван Бибишев погиб
18 января 1943 года на сталинградской земле. Его самолет был подбит, в последний момент пилот направил машину на стоянку техники врага, тем самым повторив подвиг Николая Гастелло.
Имя летчика увековечено на мемориальных плитах, расположенных вдоль Аллеи Героев в Волгограде.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
24 августа 1943 года лейтенант Иван Бибишев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Мы из будущего!
Каждая экспедиция для нынешних поисковиков, как путешествие во времени. Они снова и снова возвращаются в 1942?й, 1943 годы. Именно солдатские останки, говорят поисковики, самые драматичные памятники войны. На земле равных им памятников нет. Рукотворные арки или обелиски – это знак памяти народа, но сама по себе воплощенная в мраморе, граните она – символ. А под землей – ее суть: замерший в вечном положении пулеметчик, лежащий лицом в грязь артиллерист, прижатый к стенке окопа связист…
Всего в 30 км от Волгограда на высоте 130,7 группа молодых людей ведет раскопки – это не сюжет любимого многими фантастического фильма «Мы из будущего». В поисковую экспедицию берут только лучших.
– Попасть в эту смену для молодежи большая честь. Многих после вахты не узнать, так сильно меняет их увиденное, – рассказывает командир поискового отряда «Красноармеец», председатель Волгоградской региональной поисковой общественной организации «Наследие» Денис Соловьев.
Эта смена – еще и учебно-тренировочный лагерь, где ребята постигают тонкости поискового дела. 14?летний Андрей Волков признается, что после вахты смотрит на историю другими глазами.
– Моя первая находка – откопанный блиндаж – стала встречей с историей не по учебнику, а в жизни, – говорит член отряда «Красноармеец-2» Андрей Волков.
Долина смерти
С 13 августа начались бои по захвату Серафимовичского плацдарма. В три часа ночи 13 августа 96?я дивизия начала наступление в районе города Серафимовича. Немцы в районе хутора Затонского заминировали участок берега. Теперь это место называется долиной смерти – каждый сантиметр земли был обильно полит кровью советских солдат. Рассказывают, что последние наступающие бежали по мосту из тел погибших. Кровь буквально лилась рекой. Затонский был взят только к середине дня…
26 августа немцы оставили город, боясь окружения.
28 августа части 63?й армии заняли рубеж по линии Ягодный – высота 220 – Чепелев курган. Она переходила из рук в руки несколько раз.
С 29 августа фронт стабилизировался. Это положение войск сохранялось до 19 ноября.
19 ноября в 7.30 началась артподготовка. В 8.50 с Серафимовичского плацдарма советские войска перешли в наступление.
По следам 41?й гвардейской
Утро поисковика начинается рано. Подъем, завтрак, и, вооружившись лопатами и металлоискателями, группа отправляется в поле. Близ села Кузьмичи «красноармейцы» работают пятый год. В дни Сталинградской битвы эта территория стала ареной сражений с фашистами многих воинских подразделений. Они оттягивали силы противника от Сталинграда, приходя на смену друг другу. 23 сентября 1942 года 41?я гвардейская стояла насмерть на этой высоте, чтобы хоть на день дать передышку другим частям. Одной из находок становятся часы. Имя бойца, которому они принадлежали, останется неизвестным – найденное с ним письмо прочитать невозможно. «Без двадцати пять он погиб. Дня или ночи, не знаем», – показывают мне часы.
Сантиметр за сантимет-ром рядом переворачивают груды земли нижегородцы.
– Как только ребята съездят на раскопки, у них меняется мировоззрение, многие учиться начинают лучше, – говорит учитель физики, руководитель военно-патриотического клуба «Феникс» МБОУ СОШ № 18 Нижнего Новгорода Светлана Козлова. – Был случай, когда отъявленный хулиган, состоявший на учете в милиции, едва ли не фашизм пропагандировал. Один раз мы увезли его в такую экспедицию. Потом он окончил исторический факультет и теперь работает учителем истории.
Двухнедельную Вахту памяти завершает торжественная церемония – спустя 73 года погибшие защитники Сталинграда встают в «Последний строй».
– Мы гордимся, что наши земляки – волжская военная флотилия – внесли вклад в Сталинградскую победу! – говорит член военно-патриотического клуба «Феникс» Вячеслав Милютин. – Кто?то не понимает, зачем мы ворошим прошлое. Но мы не можем иначе. Они стояли за нас, чтобы мы ходили по родной земле…