Купить мечту

Купить мечту
Волгоградцы вспоминают, как в советское время можно было стать счастливым обладателем машины

В СССР покупка машины была делом если не всей жизни, то уж важным событием точно, которое как бы символизировало наступившее благосостояние советского гражданина. Автомобиль хоть и обозначался как "не роскошь, а средство передвижения", но был дефицитным товаром.

Чтобы стать обладателем авто, нужно было записываться в очередь на приобретение по месту работы или можно было получить его за заслуги перед страной. разыгрывалась и лотерея, главным выигрышем которой была как раз машина. Существовали также посредники, которые могли свести покупателя с тем, кто продавал автомобиль через комиссионный магазин. К слову, гражданин СССР не мог иметь две машины, то есть перед покупкой новой он обязан был продать старую. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди. Вот как волгоградцы вспоминают о своих «автомобильных» историях.

«Помню, как выигрывали авто в лотерею на футболе»

Сергей Мамедов:

– В Узбекистане, где я жил тогда, автомобиль для многих коренных жителей был настоящим фетишем. Люди отказывали себе во всем, чтобы обзавестись вож­деленными «Жигулями». О «Волге» даже не говорю. Это была колесница для раиса – так называли в Азии председателей колхозов и других важных начальников.

Семья годами сидела на хлебе и воде, но однажды наступал волшебный день, когда во дворе появлялось это долгожданное чудо. Украшалось оно просто фантастически. Доморощенные дизайнеры развешивали бусы, клеили картинки, изощрялись в фасонах занавесок. А уж скребли и мыли «лошадку» так, что она всегда была как из магазина.

Хорошо помню, как в 80?е годы на футбольных матчах высшей, а порой и первой лиги в перерыве был розыгрыш автомобиля. Стадион ломился! Лотерейный билет стоил один рубль.

Крутится барабан, пионер вытаскивает шар, зрители затихали так, что слышно чихание на противоположной трибуне, и… Через все поле по зеленому газону несется обезумевший от счастья хлопкороб, прижимая к вспотевшей разом голове падающую тюбетейку. Это зрелище забыть невозможно!

«Моему дяде повезло взять «Москвич» в кредит»

Петр Порохонько:

– В 1984 году совершенно сказочным образом удалось купить «Москвич» моему дяде. Тогда во многих учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении «Москвича» в кредит. Оказывается, из?за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга» многие западные страны отказались от советских машин. В результате весь экспорт осел в СССР, и машины переполнили все склады. «Халява» продолжалась недолго. Авто расхватали, как горячие пирожки.

А «Москвич» у дядьки задержался ненадолго. И не потому, что машина его не устраивала. Коллега-грузин познакомил его со своим земляком, который дал ему за авто две тысячи сверху, и дядька согласился. Тогда, кстати, возможность купить вне очереди автомобиль была одной из самых действенных мер для поощрения или удержания ценного работника. А продав полученную таким образом автомашину с барышом, люди оказывались на крючке. Их можно было легко уличить в спекуляции.

«А я так и остался пешеходом!»

Анатолий Павлов:

– В конце 80?х дефицит уже просто был безумным. А тут меня и приятеля угораздило заболеть автоманией. Записались на курсы вождения, начали подступаться к реализации мечты. Дима расколошматил заначку и купил в каком?то дальнем колхозе ушастый «Запорожец». Это был маленький танк на колесах. Он даже в этой бронемашине успел пару раз перевернуться, но никто не пострадал.

А мне выпал другой шанс реализовать мечту. На предприятиях начали продавать облигации на приобретение разного дефицита: видеомагнитофонов, ковров и самое главное – автомобилей! Возможность покупки этих облигаций предоставлялась решением профкома самым лучшим труженикам, а когда облигации обменяют на товар, не уточнялось – скоро. Мне как самому передовому дали шанс купить облигацию на «Таврию».

Как вспомню, сколько народу обошел, чтобы 5100 рублей найти, дрожь берет. В последний день наскреб нужную сумму. А когда в 90?х попытался получить автомобиль или деньги за него, мне ответили: Украина теперь суверенное государство, туда и обращайтесь. Так и остался пешеходом…