Легко ли выживать и развиваться лидерам отечественного машиностроения

Волгоградская правда
27 сентября в России отмечается День машиностроителя. Самым ярким представителем этой отрасли в нашем регионе вот уже три десятка лет остается компания «Волгабас». Автобусы этой марки ездят по просторам страны от Калининграда до Хабаровска, а в некоторых регионах – в Санкт-Петербурге, например, – доминируют.

Накануне праздника мы побеседовали с генеральным директором ООО «Волгабас Волжский» Анатолием Бакулиным. 27 сентября в России отмечается День машиностроителя. Самым ярким представителем этой отрасли в нашем регионе вот уже три десятка лет остается компания «Волгабас». Автобусы этой марки ездят по просторам страны от Калининграда до Хабаровска, а в некоторых регионах – в Санкт-Петербурге, например, – доминируют. Накануне праздника мы побеседовали с генеральным директором ООО «Волгабас Волжский» Анатолием Бакулиным.

«Что заработаем, то и получим»

– Анатолий Васильевич, какую роль в развитии региона и страны в целом играет машиностроение?

– Для любой страны эта отрасль – системообразующая. В том числе это касается и производства автомобилей, пассажирского транспорта. Мы видим, что уровень жизни в странах, где делают «Мерседес», «Тойоту», «Форд», очень высок, а экономика – процветает. Потому что машиностроение не может существовать без науки, развития технологий, без смежников.

– «Волгабас» тоже дает заработать местным компаниям?

– Мы каждую неделю вырабатываем 400 тонн металла, который покупаем в Волгоградской области. Завод «Волжскрезинотехника» выполняет наши заказы. Мы используем композиты уже более 10 лет, и они тоже произведены на территории региона. Машиностроение – база всей экономики страны.

– А как вы оцениваете состояние отрасли в РФ?

– В ряде случаев мы уже добиваемся такого качества, как на Западе. Сейчас проблема в производительности труда. Это прекрасно понимают в правительстве, существует специальная программа Минэкономразвития и администрации Волгоградской области, но такой работы должно быть больше. Когда говорят: «Нужно повысить уровень доходов населения», неизбежен вопрос: «За счет чего?». Нужно поднять производительность труда в разы, тогда и доходы расти будут. У нас на заводе именно такой принцип: сколько заработал, столько и получил. Средняя зарплата  – 41  000 рублей, а когда идет исполнение крупного заказа, отдельные рабочие и по 80  000 получают.

«Кровь» экономики

– Недавно «Волгабас» получил от правительства сертификат как участник программы «Бережливое производство» – это тоже связано с производительностью труда?

– Это очень интересный проект, который разработали Минэкономразвития и Федеральный центр компетенций. Коллектив экспертов-практиков выезжает на заводы и анализирует ситуацию. Приведу пример. У нас есть  автоматизированные участки лазерной резки и гибки.

Раньше готовые детали сортировали и доставляли по цехам комплектовщики.

А упростить это процесс получилось элементарно. Эксперты посоветовали завести разноцветные ящики – для каждого цеха свой, и теперь детали сортируются уже на первой стадии.

В конце года мы должны подтвердить свой сертификат, и, если все пройдет по плану,  сможем получить кредит на развитие производства – до 300 миллионов рублей под 1 % с двухлетней отсрочкой.

– Что мешает сегодня развитию транспортного машиностроения?

– Главная проблема – неповоротливость банковской системы. Иногда нужно получить месячный кредит, чтобы элементарно заплатить налоги – в кризисные для экономики страны моменты это частое явление. Но порой на получение займа уходят месяцы. В регионах, как правило, филиалы федеральных банков, и пока будут получены все согласования, на предприятие успеют наложить крупные штрафы. Или хуже того – обанкротят.

– Есть ли выход?

– Конечно, если над этим работать. Нужно дать больше полномочий местным властям. Они должны иметь возможность контролировать ситуацию, ведь в конце концов промышленность – основа достойной жизни всего региона.

– Пандемия больно ударила по реальному сектору, в случае «Волгабаса» это совпало еще и с внутренними проблемами компании. Но сейчас предприятие почти полностью загружено – как это удалось?

– Наша компания стала заложником борьбы между акционерами в одном из банков. Тогда мы узнали, насколько популярен и интересен всем бренд «Волгабас». (Смеется.) Из «доброжелателей» целая очередь выстроилась. Некоторые говорили: вы и двух месяцев не проработаете. Но были приняты антикризисные меры, сработала схема поддержки автопрома, утвержденная президентом.

Важнейшим фактором стало то, что благодаря администрации региона и лично губернатору Андрею Бочарову «Волгабас Волжский» включили в перечень системообразующих производств Волгоградской области.

Все это позволило урегулировать вопросы с налоговыми платежами. Сейчас мы работаем, делаем крупнейший заказ в истории предприятия, в выполнении которого задействованы обе наши площадки – и в Волжском, и во Владимире.

Союз «мозгов» и роботов

– Можно подробнее?

– Заказ для Кузбасса, почти 200 автобусов. Сделали уже 50 междугородных, теперь новая часть – 161 машина городского типа. Исполь­зуем новую технологию модульной сборки. Отдельно собираем шасси со всей электронной начинкой, отдельно кузов, и потом соединяем. Алгоритм сборки – наше ноу-хау.

– Заказ выполняется на двух площадках – в Волжском и во Владимире – как выстроена кооперация?

– Гордость волжского завода – его коллектив. Несмотря на трудности нам удалось сохранить костяк, мозг предприятия. У нас лучшие конструкторы, технологи, профессиональные рабочие. У площадки во Владимире другая сильная сторона – она самая передовая по отрасли в плане технического оснащения. Мир меняется, молодежь хочет работать операторами на сложных станках с ЧПУ, и найти сварщика высокой квалификации с каждым днем сложнее. Во Владимире такие операции выполняют роботы, и скоро в Волжском будет так же.

– Какие у «Волгабаса» планы на 2021 год?

– Сейчас предприятие работает с загрузкой 60‑65 %. К концу следующего года планируем выйти на 100 %. Вся экономика компании заработает, когда мы будем производить 1200 автобусов в год. Если говорить только о заводе в Волжском, то это 800 машин в год, 65 в месяц. Объемы вырастут почти вдвое. По производству междугородных автобусов мы должны выйти на первое место в России. Планируем произвести модернизацию всего оборудования. И еще одна амбициозная задача – построить большой инжиниринговый центр в Волгограде.

– Что пожелаете коллегам в канун профессионального праздника?

– Главное сейчас – это здоровье. Кроме здоровья, пожелаю всем коллегам и их семьям веры в себя. Как бы ни было трудно, нужно развиваться, расти, ориентироваться на будущее, и тогда все у нас получится!

Визитная карточка*

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях