Некоторым кажется этот праздник вечным, ведь когда-то этого праздника не было. День Строителя, День геолога, другие профессиональные праздники были, а вот Дня поклонников железных коней не было. И в день, когда мастерки в руках строителей сменяли граненые стаканы, все водители ходили грустные, трезвые, отчасти успокаивая себя вековой мудростью: автомобильные права принимаются в качестве пропуска в вечность.
Но грустили они недолго. 1 октября 1980 года Президиумом Верховного совета Советского Союза был издан Указ N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в котором, в частности, предписывалось взять и учредить в последнее воскресенье октября особый праздник – День автомобилиста. С тех пор этот профессиональный праздник стал ежегодно отмечаться во всех республиках СССР. Но с развалом Советского Союза традиция с размахом чествовать автомобилистов осталась только в трех: в России, Украине и Белоруссии.
В День автомобилиста принято поздравлять всех водителей безрельсового транспорта. Слово «автомобиль» сложилось из двух: греческого «аутос» (сам) и латинского «мобилис» (подвижный). Получается, автомобильный – «самодвижущийся». Но прошло довольно много времени, прежде чем колесо стало частью современного автомобиля. Когда-то автомобилем называли не только четырехколесные машины, перевозящие людей, но и часы, механические куклы и прочие предметы, способные двигаться самостоятельно.
Самодвижущееся средство, с помощью которого можно было перевозить грузы и передвигаться человеку, появилось в 1769 году. Это был огромный трехколесный экипаж, работающий на паре и развивавший в те времена для механических повозок скорость 5 километров в час. Самоходную машину, которая работала на бензине, придумал в 1887 году небезызвестный Готлиб Даймлер. Между прочим, оспорить его авторство и присвоить себе статус изобретателя автомобиля хотели не менее четырехсот человек!
Сегодня приобрести заветный статус водителя и заполучить под капотом пару сотен лошадиных сил – мечта многих, особенно пешеходов со стажем. Как сказал наш редакционный водитель, сегодня, если у тебя нет четырех колес, чувствуешь, что все сильнее противоречишь эволюционной теории Дарвина. Поэтому все больше автомобилей появляется на дорогах, и все больше людей отмечают свой праздник в последний воскресный день октября.
Конечно, современный автомобиль уже далеко не тот примитивный паровой агрегат, который пугал лошадей на улицах Парижа. Но, сидя в удобном и теплом салоне автомобиля, многие, громко въезжая передней подвеской в очередную дорожную колдобину, невольно вспоминают предшественников-«коллег»: извозчиков, кучеров, лихачей, а также дорожников, чей праздничный перезвон граненых стаканов, кажется, длится все 365 дней в году.
Вообще, кто-то точно подметил, что большинство аварий в России случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью.
А что делать? Новые времена требуют радикального сокращения расстояний, и в первую очередь за счет увеличения скоростей. «Сапсан», «Конкорд», «Бугатти Вейрон» – все это лишь причинно-следственная связь нашего желания как можно быстрее оказаться в нужной точке в нужное время. И городские пробки, вероятно, посланы нам не как наказание, а как некое предзнаменование. Стоя в очередном дорожном тупике где-нибудь на переезде в районе Тулака, вместе с помыслами о суетности мироздания невольно отмечаешь, что маленькие машины, стоящие рядом, лучше уже потому, что в дорожной пробке их умещается вдвое больше.
Иногда мы забываем простую истину: что любой машины, в принципе, хватит до конца жизни, если ездить достаточно быстро. И День автомобилиста – это еще один повод остановиться и задуматься о том, что преимущественное право проезда не стоит того, чтобы за него умирать, а талисманы водителей действительно удачливы – они очень редко погибают в авариях. В общем, как там принято напутствовать интеллектуальную прокладку между рулем и сиденьем? Ни гвоздя, ни жезла? И пусть всегда везет тому, кто сам везет!