Лошадиная сила есть – ума нам надо

Завтра вся страна в тридцать первый раз будет праздновать профессиональный праздник всех автолюбителей. Парень, который изобрел первое колесо, наверняка был идиотом, но тот, который изобрел остальные три, точно был гением.

Некоторым кажется этот праздник вечным, ведь когда-то этого праздника не было. День Строителя, День геолога, другие профессиональные праздники были, а вот Дня поклонников железных коней не было. И в день, когда мастерки в руках строителей сменяли граненые стаканы, все водители ходили грустные, трезвые, отчасти успокаивая себя вековой мудростью: автомобильные права принимаются в качестве пропуска в вечность.
Но грустили они недолго. 1 октября 1980 года Президиумом Верховного совета Советского Союза был издан Указ N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в котором, в частности, предписывалось взять и учредить в последнее воскресенье октября особый праздник – День автомобилиста. С тех пор этот профессиональный праздник стал ежегодно отмечаться во всех республиках СССР. Но с развалом Советского Союза традиция с размахом чествовать автомобилистов осталась только в трех: в России, Украине и Белоруссии.
В День автомобилиста принято поздравлять всех водителей безрельсового транспорта. Слово «автомобиль» сложилось из двух: греческого «аутос» (сам) и латинского «мобилис» (подвижный). Получается, автомобильный – «самодвижущийся». Но прошло довольно много времени, прежде чем колесо стало частью современного автомобиля. Когда-то автомобилем называли не только четырехколесные машины, перевозящие людей, но и часы, механические куклы и прочие предметы, способные двигаться самостоятельно.
Самодвижущееся средство, с помощью которого можно было перевозить грузы и передвигаться человеку, появилось в 1769 году. Это был огромный трехколесный экипаж, работающий на паре и развивавший в те времена для механических повозок скорость 5 километров в час. Самоходную машину, которая работала на бензине, придумал в 1887 году небезызвестный Готлиб Даймлер. Между прочим, оспорить его авторство и присвоить себе статус изобретателя автомобиля хотели не менее четырехсот человек!
Сегодня приобрести заветный статус водителя и заполучить под капотом пару сотен лошадиных сил – мечта многих, особенно пешеходов со стажем. Как сказал наш редакционный водитель, сегодня, если у тебя нет четырех колес, чувствуешь, что все сильнее противоречишь эволюционной теории Дарвина. Поэтому все больше автомобилей появляется на дорогах, и все больше людей отмечают свой праздник в последний воскресный день октября.
Конечно, современный автомобиль уже далеко не тот примитивный паровой агрегат, который пугал лошадей на улицах Парижа. Но, сидя в удобном и теплом салоне автомобиля, многие, громко въезжая передней подвеской в очередную дорожную колдобину, невольно вспоминают предшественников-«коллег»: извозчиков, кучеров, лихачей, а также дорожников, чей праздничный перезвон граненых стаканов, кажется, длится все 365 дней в году.
Вообще, кто-то точно подметил, что большинство аварий в России случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью.
А что делать? Новые времена требуют радикального сокращения расстояний, и в первую очередь за счет увеличения скоростей. «Сапсан», «Конкорд», «Бугатти Вейрон» – все это лишь причинно-следственная связь нашего желания как можно быстрее оказаться в нужной точке в нужное время. И городские пробки, вероятно, посланы нам не как наказание, а как некое предзнаменование. Стоя в очередном дорожном тупике где-нибудь на переезде в районе Тулака, вместе с помыслами о суетности мироздания невольно отмечаешь, что маленькие машины, стоящие рядом, лучше уже потому, что в дорожной пробке их умещается вдвое больше.

Иногда мы забываем простую истину: что любой машины, в принципе, хватит до конца жизни, если ездить достаточно быстро. И День автомобилиста – это еще один повод остановиться и задуматься о том, что преимущественное право проезда не стоит того, чтобы за него умирать, а талисманы водителей действительно удачливы – они очень редко погибают в авариях. В общем, как там принято напутствовать интеллектуальную прокладку между рулем и сиденьем? Ни гвоздя, ни жезла? И пусть всегда везет тому, кто сам везет!