Меньше знаешь – крепче спишь?

Меньше знаешь – крепче спишь?
Волгоградский ученый выяснил, как слухи и домыслы влияют на наше сознание, и нашел способ этому противостоять

Для этого доценту кафедры психологии ВолГУ Анатолию Сергееву понадобилось пять лет. Результат – книга «Воздействие. Мы и слухи». До сих пор, утверждает ученый, в исследованиях, посвященных психологическому воздействию, говорилось только о различных типах манипуляций сознанием. Но не говорилось, как этому противостоять. А в этой книге есть конкретные рецепты, которыми психолог поделился с читателями «ВП».

Средний возраст – самый критичный

Эксперименты проводились в клубах людей пожилого возраста, колледжах, вузах, на улицах Волгограда, Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга. В основном использовались слухи, которые уже присутствовали в информационном пространстве, но были и искусственно созданные.

Первый вывод, который практически сразу сделали ученые, – слухам больше верят женщины. Они же более подвержены психологическому воздействию.

– Но это относится не ко всем дамам, – оговаривается Анатолий Сергеев. – Влияет на внушаемость и возраст человека.

Выяснилось, что в группе риска – молодые и пожилые. Так, именно люди в возрасте от 18 до 30 лет, а также пенсионеры больше других подвержены воздействию. Они чаще склонны верить слухам и ложной информации. А вот люди среднего возраста более критичны.

Чуточка правды плюс эмоция

– Каким слухам больше всего верят люди? – продолжает Анатолий Сергеев. – Тем, что «ближе к телу»: деньги, зарплаты, проблемы различного ранга – от коммунальных и транспортных до социальных, законы, которые могут лишить людей благ и удобств либо, наоборот, помочь людям заработать или как?то повысить свой доход.

Чтобы быть принятым на веру, слух, объясняет ученый, должен быть хоть немного похож на правду или содержать в себе часть правды. И обязательно – эмоционально «цеплять» людей. Грамотно сформулированные и прокомментированные слухи в разы увеличивают количество поверивших этой информации людей.

Интересное наблюдение – чаще всего слухами население начинают «кормить» во время выборов. И даже если человек принципиально заявляет – я не интересуюсь политикой, он все равно может стать невольной жертвой манипуляций.

– Даже если вы не занимаетесь политикой, она так или иначе вас затронет, повлияет на те или иные аспекты вашей жизни, – утверждает ученый. – Психологическое воздействие оказывается независимо от того, хотят они этого или нет.

Опытный специалист, говорит Сергеев, все сделает так, что человек даже не заметит, как его точку зрения и мысли направляют в нужную сторону.

– В Китае, например, правительство ограничило гражданам страны доступ к иностранным секторам Интернета, чтобы снизить возможность психологического воздействия на нацию извне, – напоминает ученый. – И с точки зрения правительства Китая это оправдано.

Но с точки зрения китайских пользователей Интернета – вряд ли, считает Сергеев. Если информация выдается не полностью, а частично, это побуждает искать ее в других местах. И не факт, что там она будет достоверной.

– Но из?за информационного голода пользователи проглотят и ее, – говорит ученый. – Поэтому мой совет: чтобы составить более или менее верную картину событий и найти истину, нужно сравнить несколько разных версий и выбрать наиболее правдоподобную.

Убеждают каждого

В зависимости от индивидуально-типологических особенностей мы по?разному воспринимаем и перерабатываем поступающую информацию. Одного человека можно убедить логикой и цифрами. Другому подавай эмоции. А третьему важна ссылка на какие?то авторитеты.

– Таким образом, если учитывать эти особенности, то можно с высокой эффективностью донести нужную информацию до определенных категорий людей, – утверждает Сергеев.

Тем, кто в жизни ежедневно сталкивается с психологическим управлением – менеджерам, рекламщикам, политикам, журналистам, управленцам – исследование волгоградского ученого будет особенно интересно. Выводы можно использовать для воздействия на формирование общественного мнения, поддержку организационных нововведений, создание положительного образа конкретного человека, организации, продукта или события.

– Информационные войны сейчас стали эффективной и разрушительной силой. Ваша книга может стать еще одним оружием в этой борьбе? – поинтересовались мы у исследователя.

– Книга «Воздействие. Мы и слухи» может послужить не оружием, а подспорьем, «ключом понимания» для тех, кто пытается во всем разобраться, – отвечает ученый. – Тем она и интересна, что может научить и азам психологического воздействия, и навыкам противодействия.

Анатолий Сергеев надеется, что его труд поможет людям понять: психологическое воздействие на умы оказывается постоянно.

– Я думаю, бесполезно скрывать или перекрывать информационные потоки, – говорит ученый. – Мы живем в век переизбытка информации. Вместо этого надо просто развивать критичность мышления и способность к анализу.

Как защитить себя от нежелательной информации?

Например, выбирая друзей на «Фейсбуке», которые размещают информацию. Когда мы видим, что чьи?то посты нам неприятны, мы исключаем этого человека из числа друзей, перестаем с ним общаться.

Точно так же, защищая себя от лишнего и ненужного, мы выбираем сайты, информационные агентства, газеты, радиостанции, телеканалы…

Мы сами способны разнообразить поток поступающей к нам информации. Обычно мы выбираем то, что ближе нашему пониманию и мировосприятию. Факты и тут, и там одни и те же, но их интерпретация и подача – разные. Закрыться от мира можно, но это тупиковый путь.

Да, человек может вовсе отказаться от потребления информации, может сказать – я не хочу ничего знать, я хочу закрыть глаза, забиться в угол и жить там, как серая мышь. Это право человека. Но также право человека иметь полноту информации. Потому что борьба за информацию есть, кроме прочего, и борьба с общественным неравенством, и борьба за власть.

Воздействие словом – это открытие античности

Первыми, кто открыл язык как способ манипуляции информацией, были софисты. Они считали, что слова и понятия даются нам не по природе, а по установлению: мы сами определяем смысл и значение слов и понятий.

Потом наступила эпоха Платона, когда философия стала существовать параллельно с риторикой. Мы подаем факты таким образом, что они начинают обладать для нас неопровержимой достоверностью. И эта возможность по?разному говорить об одном и том же не является изобретением современных технологий, пропаганды или рекламы. Это открытие, восходящее еще к античности.

Окраска информации – прием, с помощью которого один и тот же факт можно подать и в позитивном, и в негативном ключе. Об этом – анекдот про оптимиста и пессимиста: для оптимиста клопы пахнут коньяком, для пессимиста – коньяк пахнет клопами. Мы выбираем те смысловые ориентиры, которые позволяют нам избегать неприятностей. Это психологическое свойство человека.

Фото vpravda.ru

Поделиться в соцсетях