Старшие завершили обучение с красными дипломами в Российской академии музыки имени Гнесиных и в государственной классической академии имени Маймодина. Трое средних дочек в настоящий момент получают высшее образование в «Гнесинке», а младшая дочь учится в центральной школе искусств Волгоградского института искусств и культуры.
Ольга играет на виолончели, Марина и Алла на скрипке, Елена на арфе, Жанна на флейте, а Вероника на фортепьяно. Настоящий семейный оркестр. Девчонки всерьез думают о том, чтобы вшестером выходить на большую сцену. Тем более что у старших уже есть опыт организации концертных программ.
Мама виртуозов Татьяна Пономарева перечисляет их успехи, рассказывает про конкурсы и выступления. Ее дети имеют дипломы и гранты за участие в региональных и международных конкурсах. Дочь Ольга – лауреат регионального конкурса юных исполнителей «Новые имена», Марина – участник третьих молодежных Дельфийских игр России, Алла – лауреат международного конкурса детского и юношеского творчества «Музыкальная радуга», Лена и Жанна – лауреаты областного конкурса юных музыкантов, Вероника – неоднократный призер областного конкурса «Юный виртуоз», лауреат 1 степени международного детского и юношеского конкурса «Калейдоскоп друзей».
Многие годы Татьяна вместе с мужем посвятила воспитанию дочек. За этот труд многодетная мама награждена почетным знаком губернатора Волгоградской области «Материнская слава».
Девчонки в семье Пономаревых рождались одна за другой. И все вокруг удивлялись – шесть дочек подряд, разве такое бывает? Или теория вероятности к этой семье не применима? На эти слова многодетная мама разводит руками – «сами удивлялись». И она, и ее муж выросли в многодетных семьях. И всегда хотели, чтобы у них самих было как минимум пять деток. Но получилось больше, и этому рады, потому что все их девочки талантливы и успешны.
– Они не могли не интересоваться музыкой, потому что ею живет вся наша семья, – говорит Татьяна Пономарева. – У нас много музыкальных инструментов моего папы. Аккордеон, фортепьяно, виолончель, гитара, мандолина, балалайка. Отец освоил их все самостоятельно, а вот я, проучившись два года на аккордеоне, бросила музыку. Но потом, став мамой, получила музыкальное образование невольно, да еще шесть раз подряд!
Пятеро взрослых ее детей сейчас учатся и живут в Москве. Выступают, преподают. Хотя, казалось бы, совсем недавно, вместе с мамой осваивали нотную грамоту.
Татьяна рассказывает, что старших дочек привели в музыкальную школу в школьном возрасте, а младшие, видя занятия сестер, стали интересоваться музыкой в пятилетнем возрасте.
– У них у всех хороший слух, а у двоих – абсолютный, – говорит многодетная мама. – Мы с мужем были удивлены, когда после концерта они подобрали «Вальс цветов» без всяких нот на слух, каждая на своем инструменте.
Она раскрывает простой секрет родительской педагогики – воспитания музыканта. Он заключается в том, чтобы поддерживать ребенка и в успехах, и в неудачах, надавить на него в момент лени и подбодрить в момент усталости.
– Я с ними всегда ходила на все концерты, на все экзамены, – говорит она. – Дочки до сих пор звонят, рассказывают, как на каждом концерте сыграли, какие ошибки допустили, что получилось удачно. Родительская поддержка нужна им, даже когда они стали настоящими профессионалами.
DNG