Преграда для маркетологов
Молоко – один из самых популярных в народе продуктов питания. Как говорится, и вкусно, и полезно. Однако производители молочной продукции зачастую грешат некоторыми вольностями, которые вводят потребителя в заблуждение. Так, например, одни хитроумные маркетологи, чтобы обойти закон, додумались до того, что в наименовании продукта вместо слова «сметана» можно написать «сметанка». Впрочем, дело не хитрое. Сметана-то должна изготовляться только из натурального молока, а вот на «сметанку» запрет не распространяется. Читать же мелкие надписи покупателю зачастую бывает «не по глазам».
«Молока в молочных продуктах должно быть больше, а растительных и прочих добавок – меньше» – примерно так можно обозначить лейтмотив внесенных в молочный техрегламент изменений. Законодатели ужесточили также и правила маркировки молочных продуктов: так, чтобы потребителя труднее было ввести в заблуждение относительно состава и качества продуктов. Впрочем, обо всем по порядку.
Начнем с того, что изменен сам перечень понятий, который используется в данном федеральном законе. Всего их шесть. Возьмем, например, такое расхожее ныне понятие, как «молокосодержащий продукт». Его, кстати, и раньше нередко можно было встретить на упаковках. Но если раньше требования к продуктам с такой маркировкой ограничивались содержанием не менее 20% сухих веществ молока – остальное на усмотрение производителя, то теперь требования к таким продуктам значительно ужесточились. Если производитель захочет добавить в продукт белок растительного происхождения, то, как и раньше, ему это не возбраняется. Но по новым правилам из продукта не должны изыматься натуральные молочные белки, которые изначально содержались в данном продукте. Да и замена молочного жира на растительный допускается не более чем на 50%.
Жирный холод
Не обошел регламент и такую популярную продукцию, как мороженое. Пломбир, пожалуй, самое любимое холодное лакомство и у детей, и у взрослых. Но какая продукция имеет право так называться в соответствии с новым законодательством? Раньше в эту категорию попадало мороженое, массовая доля молочного жира в котором составляла от 12 до 20%, а теперь от 12 до 24%. А главное, и в молочном, и в сливочном мороженом, и в пломбире не должно быть никаких растительных добавок – только натуральные молочные компоненты.
Сложнее станет и тем недобросовестным производителям, которые без разбору кладут в свою продукцию всякого рода пищевые добавки и ароматизаторы. В частности, не допускается их применение при производстве продуктов диетического питания и кисломолочных продуктов за исключением функционально необходимых или производимых по национальным стандартам.
Лучшее – детям
Особые требования законодатели предъявили к молочным продуктам детского питания.
Если старый техрегламент предусматривал, что заменителем женского молока можно считать продукт, произведенный из молока сельскохозяйственных животных и белков сои (за исключением генно-модифицированных организмов), то отныне сою из рациона малюток бесповоротно исключили. Во всяком случае, в заменителях женского молока ее быть не должно.
Также законом введены некоторые новые понятия молочного питания для детей раннего возраста – молочные, сухие молочные и кисломолочные напитки. Главное требование, которое их объединяет, – соответствие физиологическим потребностям малышей.
И конечно же потребителей волнует маркировка – это то, с чем нам предстоит ознакомиться, прежде чем остановить свой выбор на той или иной молочной продукции.
Федеральный закон и здесь ввел ряд серьезных ограничений, которые, по мнению творцов поправок, должны не позволить манипулировать сознанием потребителей.
В частности, маркировка «молокосодержащие продукты» не должна содержать понятий, которые определяют более качественные – «молоко» или «молочные продукты», и могут ввести в заблуждение потребителей.
Не допускается также использование понятия «молоко» в наименованиях молока или продуктов его переработки, если при их производстве использовалось сухое молоко.
Передовая информация
Интересно, что невозможно будет упрятать на задние тылы упаковки информацию об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов. Эта информация отныне должна размещаться вместе с полным наименованием продуктов. Например, «сметанный продукт с растительным жиром», «сырок с растительным жиром». Причем эта надпись должна располагаться именно на передней стороне потребительской тары.
А вот для рыночных торговцев закон, как говорится, не писан. Сырое молоко и продукты его непромышленной переработки, реализуемые физическими лицами на рынках (включая сельскохозяйственные рынки), не подлежат обязательному подтверждению требованиям настоящего Федерального закона.