Мониторинг качества управления муниципальными финансами проводится с 2012 года на основании отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований и иной информации, находящейся в распоряжении комитета финансов Волгоградской области. Проанализированы 36 показателей по сбалансированности и устойчивости местных бюджетов, обслуживании долга, качеству планирования, соблюдению профильного законодательства и улучшению менеджмента.
Основные индикаторы и критерии оценки – процент отклонения фактического объема доходов от первоначального плана, наличие методики прогнозирования местного бюджета, отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета, параметры просроченной кредиторской задолженности, наличие долгосрочных целевых программ и удельный вес расходов бюджета на них. В исследовании комитета финансов учитываются также степень открытости муниципалитета в сети Интернет, а также результаты соцопросов о степени удовлетворенности населения качеством и доступностью бюджетных услуг.
По итогам мониторинга самая высшая – первая степень качества – не присвоена ни одному муниципальному образованию. Вторая степень качества присвоена четырем муниципальным районам: Еланскому, Киквидзенскому, Кумылженскому и Руднянскому. Третья – низшая – степень качества присвоена остальным 34-м муниципальным образованиям Волгоградской области.
Для повышения качества управления муниципальными финансами в облфине советуют территориям при разработке и утверждении муниципальных программ и ведомственных целевых программ применять специальную методику оценки эффективности. Она позволяет прослеживать взаимосвязь достижения результатов по целевым показателям программ и направленных на эти цели бюджетных средств. Городским округам также выдана рекомендация разработать и утвердить сценарные методы планирования расходов бюджета.
– К сожалению, большинство муниципалитетов в бюджетном процессе не учитывают объективных социально-экономических трудностей, не соотносят его с кредиторской задолженности учреждений бюджетной сферы и состоянием муниципального долга; не учитывают динамику собственных доходов, – отмечают в комитете финансов.
DNG