Мы – вместе

Мы – вместе
Воспитанники волгоградского лицея-интерната «Лидер» и педагоги «Волгоградского Центра дистанционного обучения детей-инвалидов» приняли участие во всероссийском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России». Старшеклассники создали волонтерскую группу и, изучив проблемы детей с ограниченными физическими возможностями, разработали для них программу социальной адаптации.

Одноклассники
Итоги конкурса еще не подведены, но лицеисты уже считают себя его победителями, потому что искренняя благодарность детей с ограниченными физическими возможностями – огромная награда, которую они уже получили.
Лицей-интернат «Лидер» – уникальное учреждение в нашем регионе. Для того чтобы стать лицеистом и пройти усиленную подготовку в 10-11-х классах, ученики должны продемонстрировать уже имеющиеся успехи в учебе – призовые места, почетные грамоты за участие в различных олимпиадах и конкурсах. Лицей дает возможность одаренным детям из всех районов региона пройти отличную подготовку у замечательных педагогов и успешно сдать ЕГЭ. Нет ничего удивительного, что практически все выпускники легко поступают в институты, университеты, академии на бюджетные места, а есть и такие, кто еще до сдачи ЕГЭ по результатам всероссийских олимпиад, становятся студентами прославленным московских вузов. Казалось бы, что может объединять здоровые юные дарования и ребят, для которых каждый день жизни – это не прекращающаяся борьба с болезнью?
В 2010 году на базе лицея-интерната «Лидер» был создан Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это инновационное структурное подразделение предполагает общение педагога со своим учеником в режиме он-лайн, и видят они друг друга только на мониторе компьютера. Но лицеисты с первых дней работы Центра восприняли необычных учеников как своих одноклассников. А в 2011 году лицеисты подали заявку на участие во всероссийском конкурсе «Я гражданин России», цель которого привлечь внимание подрастающего поколения к различным проблемам общества, помощь в социальной адаптации детей-инвалидов явилась стимулом для претворения в жизнь различных мероприятий для особенных детей.
Солнечный круг
Как рассказала педагог лицея «Лидер» и Центра дистанционного образования Елена Камышанская, лицеисты очень ответственно отнеслись к реализации проекта. Начали работу с изучения проблемы, собирали информацию в библиотеках, мониторили СМИ, встречались с родителями детей-инвалидов, знакомились с представителями общественных организаций и благотворительных фондов.
– Сейчас в нашей волонтерской группе 20 человек, – говорит Елена Камышанская. – И все с огромной охотой принимают участие в проекте, несмотря на то, что у лицеистов ответственный период – подготовка к выпускным экзаменам. Признаюсь честно, среди родителей лицеистов были такие, кто негативно отнесся к идее взять шефство над особенными детьми, объяснив тем, что это будет отнимать много времени. Но никто из ребят из проекта не ушел. Они убедили своих мам и пап, что общение с инвалидами-сверстниками не вредит их учебе, и доказали это хорошими отметками.
– В первый раз мы пригласили учеников Центра дистанционного образования на торжественную линейку, посвященную 1 сентября. При первой встрече с ребятами с ограниченными физическими возможностями сложно было справиться с чувством жалости. Мы ходим, говорим, а для них каждое простое и привычное для нас движение дается с большим трудом, – делится первыми впечатлениями ученица 11-го класса Таня Ривняк. – Когда стали знакомиться, многие из наших гостей очень неохотно шли на контакт. Думаю, сказывалось, что у них очень узкий круг друзей. Но все же магия общения состоялась! Мы все так спланировали, что ребята стали не только зрителями, но и равноправными участниками праздника: они пели песни, читали стихи, с азартом надували огромные мыльные пузыри, запускали в небо воздушного змея, а потом мы все вместе складывали большой солнечный круг из маленьких солнышек. В конце праздника мы общались с обоюдным интересом.
Амулет от невнимания
Вторым этапом в реализации проекта стали тренинги на понимание инвалидности. Лицеистам в этом очень помогла общественная организация инвалидов «Преодоление», под руководством общественников дети изучили азы социальной реабилитации. Кроме того, ролевые игры «Амулет от невнимания» и «Слепой и поводырь» позволили здоровым лицеистам понять, что чувствуют детки с тяжелыми диагнозами и с какими проблемами сталкиваются каждый день.
– Это не было игрой, скорее – диалог с интересными людьми, – говорит ученица 10-го класса Юля Колотова. – После этих тренингов у меня возникло полное понимание того, что инвалиды – особые люди, но, по сути, ничем не отличающиеся от нас... Хотя нет, у них есть одна очень яркая отличительная черта – это гораздо более сильные духом люди, чем мы.
Поскольку подшефные лицеистов – дети в возрасте от 8 до 12 лет, которые еще верят в чудеса и зачитываются сказками, особое внимание в проекте уделено сеансам «Сказкотерапии».
– Нашему Родиону 8 лет. Очень хороший мальчик, но с диагнозом ДЦП ему трудно было бы учиться в обычной школе. А интеллект у него замечательный, и мы постоянно занимаемся с сыном, подготовили его к школе, – рассказывает мама Оксана Хренова. – Дистанционное обучение стало для нас решением проблемы, но живого общения Родиону со сверстниками очень не хватает. Когда нас стали приглашать в лицей, после первого же визита сюда у него глаза заблестели от восторга: «Мамочка, ну и пусть лицеисты старше меня, они – это мой класс». И этот класс он готов посещать каждый день.
Одна из последних сказок, которую подготовили для особенных детей лицеисты театральной студии «Дебют», – известный всем «Колобок». Но в самый драматический момент, когда лиса готова была «проглотить» главного героя, актеры остановили представление и предложили малышам придумать и разыграть собственный финал. Ребята решили, что бабке с дедом неплохо было бы усыновить Колобка, а голодных зверей подкармливать овощами и фруктами со своего сада-огорода. Родиону как самому активному досталась роль Колобка, которую он блестяще исполнил.
А 12-летн ему Шевкету Муртазаеву больше понравилось театрализованное представление в честь Масленицы с чучелом и блинами. Он растет в многодетной семье, поэтому не испытывает такого острого дефицита общения, но поездки в лицей воспринимает с особой радостью и волнением – он едет в школу.
Мы поедем, мы помчимся!
По словам идейного вдохновителя проекта «Мы вместе» Елены Камышанской, чем больше лицеисты создают, организовывают мероприятий для детей-инвалидов, тем больше рождается интересных идей. Недавно лицеисты познакомились с инструкторами-ипотерапевтами организации «Живая тропа».
– Для меня лошадь никогда не была особенным существом, но после общения с инструкторами мнение кардинально изменилось. Нам рассказали историю о мальчике, который не мог говорить. Его посадили на лошадь и объяснили, что пока он не скажет: «Шагом!», лошадь не сдвинется с места. Ему так хотелось, чтобы такое большое животное послушалось его команды, что случилось чудо, мальчик произнес первое в своей жизни слово. И таких примеров множество. Было бы замечательно, если бы при нашем лицее для детей с ограниченными физическими возможностями был организован реабилитационный ипотерапевтический центр.
Эту идею лицеисты обсудили с родителями детей-инвалидов, инструкторами «Живой тропы». Сейчас создана инициативная группа, которая готовит письма-обращения во все инстанции с просьбой о создании необычного реабилитационного центра.
– Нашим детям очень нужен такой центр комплексной реабилитации, где медицинская, духовная и социальная программы сосредоточены на ребенке и сконцентрированы в одном месте. Лучший центр в регионе находится в Волжском – «Надежда» и не в состоянии принять всех нуждающихся деток, – объясняет ситуацию Оксана Хренова. – Мы недавно вернулись с Родионом из Питера, где после операции проходили и курс реабилитации. Словно на другой планете побывали! Так почему бы и в Волгограде не создать для детей-инвалидов ипотерапевтический реабилитационный центр? Мы, родители, голосуем за эту идею и готовы просить представителей власти нам в этом помочь.
Недавно лицеисты отправили отчет о проделанной за год работе по проекту «Мы вместе» строгому жюри конкурса и с нетерпением ждут результатов.
– Несмотря ни на что, считаем, что наш проект уже победил. Он прошел вне каких-либо номинаций, – говорит ученица 11-го класса Анастасия Чащина. – Как банально бы это ни звучало, хотя бы на минутку мы дали почувствовать нашим подопечным, что они не одиноки. Хотя бы мгновение глаза их сияли. А ведь это уже немало! Лицеисты тоже многое получили от этого проекта. А самое главное, теперь мы понимаем, насколько мелочны наши проблемы по сравнению с теми, которые приходится преодолевать детям-инвалидам. Для них каждый новый день – победа над недугом. У них мы научились быть сильными, ценить простое человеческое общение, радоваться тому, что нас окружает.

Лариса ШЕРЕМЕТ, Анастасия ЧАЩИНА