На пороге больших перемен

На пороге больших перемен
Во-первых, с 1 января муниципальных лечебных учреждений как таковых уже не будет – все они в соответствии с действующим федеральным законодательством перейдут на баланс субъекта Федерации и станут государственными. Во-вторых, все больницы переходят на новую систему финансирования – преимущественно одноканальную. И, в-третьих, региональный минздрав намерен серьезно заняться оптимизацией коечного фонда круглосуточных стационаров.

Что касается перехода МУЗов в ГУЗы, то тут особых проблем органы управления здравоохранением не видят. Как сообщила заместитель министра здравоохранения области Екатерина Спиридонова, большая часть лечебных учреждений уже сдала необходимые документы в налоговые органы, и до 29 декабря они официально приобрели статус государственных. А с 1 января в этом статусе начали работать уже все 151 экс-муниципальные учреждения здравоохранения, включая станции скорой медицинской помощи. Вопросы их финансирования теперь берет на себя субъект Федерации.

Впрочем, то, что больницы и поликлиники будут переданы на баланс области, еще не означает, что муниципалитеты вообще самоустранятся от решения проблем здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» муниципалитеты должны создавать условия для функционирования лечебных учреждений на своих территориях, в том числе заботиться о дорогах к ним, подъездных путях, открывать маршруты общественного транспорта, чтобы люди могли элементарно добраться до врача. Кроме того, в полномочиях муниципалитетов остается и обеспечение жильем медработников. Конкретизировать обязанности муниципальных образований по отношению к здравоохранению должны будут специальные соглашения с региональным минздравом. Сегодня такое соглашение с руководством города Волгограда уже обсуждается. Далее подобные соглашения будут заключаться со всеми муниципальными образованиями без исключения.

– Ни пациенты, ни медперсонал этого перехода почувствовать не должны, – подчеркивает Екатерина Спиридонова. – Изменится только вывеска на лечебных учреждениях. Ну и, конечно, выстроится четкая вертикаль подчинения в отрасли.

Еще более серьезные изменения ожидают лечебные учреждения с переходом на преимущественно одноканальную систему финансирования. В соответствии с федеральным законодательством лечебные учреждения будут функционировать только за счет средств ОМС, статьи расходования которых значительно расширятся. Бюджет тоже будет финансировать учреждения здравоохранения, но уже по минимуму, выделяя деньги лишь на капремонт и на приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей.

В новой системе финансирования есть как очевидные плюсы так и минусы: не рассчитывая уже на бюджетную поддержку, жить им придется по принципу «как потопаешь, так и полопаешь». А учитывая, что объемы медицинской помощи – стационарной, амбулаторной, стационарозамещающей и скоропомощной строго регламентированы посредством так называемых план-заданий, очень важным становится вопрос оптимизации деятельности лечебных учреждений, в частности оптимизации очень затратного коечного фонда.

Не секрет, что количество стационарных коек в Волгоградской области в расчете на численность населения намного превышает установленные федеральным Минздравом нормативы. Течение целого ряда лет коечный фонд постепенно сокращался. Однако не такими темпами, как хотелось бы организаторам здравоохранения. Против этого выступали как руководители муниципалитетов (мера, как ни крути, политически непопулярная – закрыть ту же участковую больницу), так и сами главные врачи.

Но теперь, похоже, вариантов нет, и часть коечного фонда придется оптимизировать и перепрофилировать, чтобы снизить затраты на его содержание. Подробно о процессе оптимизации рассказал главам городов и районов на муниципальном часе в правительстве Волгоградской области министр здравоохранения Владимир Шкарин.

По его словам, акцент в сегодняшнем развитии системы здравоохранения региона и России в целом делается на трехуровневую модель оказания медицинской помощи. При этом основой должна стать первичная медико-санитарная помощь (амбулаторная и стационарозамещающая). Стационарная же помощь должна сосредоточиться на уровне межрайонных центров в крупных ЦРБ, где могут быть сконцентрированы необходимые материально-технические ресурсы и специалисты для оказания этой помощи.

Это, подчеркивает Владимир Шкарин, не региональная самодеятельность, а требования порядков оказания медицинской помощи и стандартов, которые начинают действовать с января 2013 года.

Вот уже много лет в Волгоградской области лечебные учреждения делают акцент на стационарную помощь как самую «дорогую», перевыполняя план-заказ по ней. И при этом план-заказ по амбулаторной помощи и по дневным стационарам хронически недовыполняется. Однако и коечный фонд стационаров, в частности, стационаров ЦРБ, используется, как показал анализ, крайне неэффективно. Реальный показатель среднегодовой занятости койки по итогам 2012 составляет 316 дней при нормативе 330-340.

– Это даже ниже, чем в прошлом году! – подчеркивает руководитель регионального минздрава. – А в 20 лечебных учреждениях показатель среднегодовой занятости койки менее 270 дней. В 2012 году не было обеспечено план-заданиями около 2000 коек. То есть их сохраняли, но финансирования уже в этом году не было. Те главные врачи, которые содержат койки, не обеспеченными объемами, ухудшают, а не улучшают оказание медицинской помощи. Содержание «неработающих» коек отвлекает средства, которые могли бы пойти на приобретение медикаментов и улучшение питания в больницах. Свое нежелание оптимизировать структуру медицинской помощи, особенно если речь идет об оптимизации коечного фонда участковых больниц, многие главные врачи объясняют тем, что якобы сельское население будет лишено медицинской помощи. Но в районах нет ни одной участковой больницы, где все 100% пациентов круглосуточного стационара оставались бы на ночь! Как правило, большинство после обеда все равно уходят домой, являясь жителями этого же села. То есть больница по факту и сейчас функционирует в режиме дневного стационара. Те же немногочисленные пациенты, которые остаются, нуждаются только в сестринском уходе. А те пациенты, кому на самом деле требуется интенсивное лечение, должны получать его не в участковой больнице, где для этого нет ни кадров, ни материально-технической базы, а на базе ЦРБ или создаваемых межрайонных центрах.

По мнению регионального минздрава, основную нагрузку должны взять на себя ФАПы, врачебные амбулатории, офисы врачей общей практики с койками дневного пребывания. Что касается прогнозируемой безработицы среди медиков, то Владимир Шкарин считает, что спекулировать на этой теме не надо: дефицит медицинских кадров в области так велик, что каждый врач сегодня и тем более медсестра – буквально на вес золота.

Ну, а как все вышесказанное будет реализовано на практике и к каким последствиям это приведет – увидим. Ждать осталось совсем не долго. 2013 год уже на пороге.