Налоговый забег финишировал

Пути миграции крупных налогоплательщиков Волгограда давно протоптаны
Миграция юрлиц из региона закончилась, а страхи еще живут. Несколько лет назад Волгоградская область столкнулась с массовым оттоком крупных налогоплательщиков. Тогда регион почти одновременно покинули «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», «Северсталь», «МегаФон» и сотни более мелких юридических лиц.

«ВП» изучила текущую ситуацию и выяснила, что сейчас говорить о «бегстве бизнеса» из Волгограда нельзя – такие заявления как минимум некомпетентны.

Бюджетный нокаут от КГН

По данным Гильдии экспертов по налоговым спорам, проблема налоговой «миграции» – общая для всех российских регионов. В крупной промышленности волну перемещения налога на прибыль вызвал закон «О консолидированных группах налогоплательщиков» (КГН), который был принят в 2012 году. Тогда компаниям со сложной структурой управления и многочисленными филиалами в регионах было разрешено централизовать налоговый учет и совершать единую выплату налога на прибыль от одного ответственного участника – там, где им это выгодно с точки зрения разработки и освоения новых территорий.

По данным комитета по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Волгоградской облдумы 7 волгоградских КГН только за 2012-2013 гг. вывели в другие регионы 5,8 млрд рублей выплат налога на прибыль. Много это или мало? Для сравнения: всего в 2011 году в консолидированный бюджет Волгоградской области было собрано 16,4 млрд рублей налога на прибыль, а в 2012 году – 17,7 млрд рублей. То есть только за 2 первых года действия закона о КГН регион по этой статье доходов просел на 17%, а доля потерь в общей структуре доходов бюджета составила 3,6%.

Удар был настолько сильным, что миф о массовом бегстве из региона крупных налогоплательщиков живет до сих пор. Недавно реготделение «Деловой России» сообщило о том, что из региона «ушли» компания «МАН» и корпорация «ВОЛМА», эту информацию охотно обсуждали депутаты облдумы и блогеры. Однако на самом деле эта «новость» – результат некомпетентности «экспертов» и журналистов, которые не потрудились проверить информацию и не запросили комментарии от компаний.

«Динамо» бежит, а «ВОЛМА» – нет

И в компании «МАН», и в корпорации «ВОЛМА» категорически опровергли факт «миграции». Источник «ВП», близкий к руководству «МАНа», признал, что у ритейлера непростые отношения с налоговой инспекцией и компания как-то грозилась «уйти» в другой регион, но это был, скорее, аргумент в налоговых спорах. Сейчас «МАН» по-прежнему налогоплательщик Волгоградской области.

Слухи о «миграции» корпорации «ВОЛМА» возникли, видимо, после регистрации в Оренбургской области ООО «ВОЛМА-Оренбург». Это дочерняя компания корпорации, которая реализует в этом регионе инвестпроект по строительству гипсового завода и производству сухих строительных смесей на базе карьера, расположенного в Беляевском районе (ООО «ЮжУралГипс»).

– ООО «Корпорация «ВОЛМА» – это группа компаний, в состав которой входит шесть действующих заводов, три собственных добывающих гипсовых карьера, – пояснили «ВП» на предприятии. – Однако единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания «ВОЛМА», которое зарегистрировано в Волгограде и также ведет свою деятельность в родном регионе. Изменение адреса ООО «Корпорация «ВОЛМА» и ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» не производилось. Компания продолжает инвестиционную программу в России, расширяются производственные мощности, и соответственно на территориях присутствия создаются юрлица.

Эксперты говорят, что на самом деле перераспределение налога на прибыль в регионах уже давно завершено – кто хотел, давно «убежал».

– «Миграция» распространена в системе малого и среднего бизнеса, тогда как крупный уходит в офшоры, но реальные примеры такого явления в нашем регионе я назвать не могу, – отметил председатель НП «Совет директоров Волгоградской области» Анатолий Бакулин. – Безусловно, борьба с подобными действиями необходима для защиты интересов как бюджета, так и компаний. Однако в ходе подобных мероприятий должен соблюдаться баланс интересов. Факт «миграции» мы отрицать не можем, но это закономерный процесс и его не остановить. К примеру, нефтяники уходят туда, где получают развитие производственные мощности, например в Астраханскую область. «Сибур» – в Санкт-Петербург, где царят центральные финансовые потоки. И это не преступление, это прерогатива работающего бизнеса.

Самое главное, что федеральный центр разработал механизм компенсации выпадающих доходов и наш регион регулярно получает транши на эти цели. Так, только во втором полугодии 2014 года губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову после переговоров с федеральным правительством удалось получить 3,3 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов от создания КГН.

В этих условиях более интересен масштаб миграции малого и среднего бизнеса.

Гадание на налоговой гуще

Как отмечают в Гильдии экспертов по налоговым спорам, перерегистрация компаний в другом регионе – самый элементарный способ уйти от уплаты налогов. Юридические лица активно используют этот механизм, когда сумма их долгов начинает приближаться к 50 миллионам рублей.

– «Миграция» будет оправданна, если по новому месту регистрации у налогоплательщика возникает больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли или создание рабочих мест, – отмечают в Федеральной налоговой службе РФ. – Но, к сожалению, в последнее время этот процесс вызывает закономерные подозрения налоговых органов.

– Это буквально конвейерный рынок, — говорит директор Гильдии экспертов по налоговым спорам Борис Пантелеев. — «Мигрируют» десятки тысяч компаний в год. Речь идет как раз о смене юридического адреса и переезде в другой регион. Вопрос решается за 5-10 рабочих дней. Компания снимается с учета и затем ставится на учет по новому адресу. Задолженности на момент переезда может не быть, потому что еще не завершен налоговый период.

При этом на новом месте новый директор не платит налоги, и, как правило, налоговая его не разыскивает, ведь это трудоемкий процесс. Нет и статистики по таким подозрительным действиям – ФНС просто не в состоянии выявить их в общей массе операций, для этого требуются огромные ресурсы.

На основании открытой налоговой отчетности можно лишь сказать, что в Волгоградской области число зарегистрированных в едином реестре юридических лиц стабильно растет. По данным на 1 апреля 2015 года, в регионе зарегистрировано 53 799 юридических лиц, на этот же период 2014 года их было 53231, в 2013 году – 51800, в 2012-м – 50388. Эти данные также идут вразрез с мифом о массовой гибели в Волгограде малого и среднего бизнеса.

DNG