Из примерочной – в мечеть
– Если женщина носит закрытую одежду, разве она должна выглядеть, как футляр? – задается риторическим вопросом хозяйка небольшого отдела мусульманской одежды Эльмира Дудыкина.
Поклонницей исламской моды она стала недавно. По семейным обстоятельствам. Дочь вышла за мусульманина, приняла ислам. Возникла проблема с одеждой.
– Об этом не задумываешься, пока не столкнешься, – говорит она. – Длинное платье купить гораздо труднее, чем короткое. А женский хиджаб, одежду, скрывающую тело, за исключением овала лица и кистей рук, вообще не найти.
Сначала сама шила дочери наряды. А потом поняла, что одной швейной машинкой проблему не разрешить. Женщин, стремящихся одеваться по всем правилам скромности, в Волгограде довольно много. Нужно открывать отдел мусульманской одежды.
На него натыкаешься в крытых торговых рядах между многочисленными бриджами, джинсами и юбочками. Легко пройти мимо, но только не тем, кто идет сюда целенаправленно.
Для кого наряжается женщина
По исламу мужской цвет – белый, а женский, из соображений скромности, черный. Правда, в России даже самым правоверным мусульманкам приходится отступать от этого правила. Поэтому в отделе Эльмиры царит радужное настроение. Самые дешевые – домашние платья. Расцветки у них поярче, они не облегают фигуру. Есть наряд для никаха – бракосочетания. За 3,5 тысячи. Белое платье изо льна расшито золотым люрексом. Длина классическая – в пол. Эльмира вспоминает, что однажды у себя в отделе наряжала невесту. Скромное платье, платок. Девушку одела по всем правилам. Прямо из примерочной та отправилась в мечеть.
Мечеть, кстати, расположена неподалеку. И предпринимательницу не раз соблазняли предложениями открыть торговую точку прямо там. Но она категорично машет головой: бизнес и вера не должны стоять рядом.
К тому же этот шаг может отпугнуть других покупательниц, не имеющих к исламу никакого отношения. Которым просто нравятся колоритные этнические вещицы, фасоны и расцветки.
Сама Эльмира в обычной жизни носит европейскую одежду. Главное, чтобы юбка была ниже колен, избегает она и откровенных декольте. А в целом ее личным запросам отвечают самые распространенные волгоградские магазины одежды. Но заходя в интерьер своего отдела, она переодевается. Невозможно среди этих платьев и платков быть одетой иначе.
– Мусульманская мода – разная, – объясняет Эльмира. – Кому-то позволяется носить более облегающую одежду, некоторым не возбраняется носить брюки с длинной туникой.
На самом деле и здесь законодателями являются мужчины. Что супруг разрешит носить своей благоверной, то и модно.
– Частенько женщины приходят посмотреть, примерить, а позже приводят мужа. Если супруг одобряет, то наряд покупают. Мусульманская женщина наряжается только для своего благоверного, а не для окружающих.
Волшебный платок
У своих клиенток она учится особенностям мусульманской моды. Девушки показывают, как у них принято завязывать платки. И в этом деле есть модные тенденции. Теперь этих способов в арсенале Эльмиры наберется с десяток. Добавьте к этому еще разные варианты ношения химар (одежда в виде колокольчика, одевается на голову и закрывает верхнюю часть тела). Единственное, чего нет в ее отделе, – никабов. Это мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз.
– У нас в стране их не принято носить, – говорит предпринимательница. – Поэтому спросом товар не пользуется. Хотя у меня была клиентка, которая собиралась ехать на родину к мужу. И ей требовался никаб. Больше никто не интересовался.
Женщина рассказывает, что мусульманская мода сегодня создается силами нескольких московских фирм, носящих имена восточных женщин. Некоторые вещи привозят из Турции и Египта. Оттуда в основном духи, которые не содержат спирта, и различные вещицы, которые необходимы каждому мусульманину. Например, четки или компас, он подсказывает, в какой стороне находится Мекка, к которой верующий обращается во время молитвы.
Свой отдел Эльмира называет социальным проектом. Его цель – одевать девушек красиво и скромно. И это не имеет отношения к какой-то конкретной религии.
Насколько просто верующим следовать духовным предписаниям?
Сергей Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии РПЦ:
– В Волгограде при храмах и монастырях открыты лавки. Там можно приобрести продукты, произведенные в монастырях. Это и хлеб, и молочные продукты, и мед, и многое другое. Более широкий ассортимент монастырской продукции обычно демонстрируется на православных выставках.
Сейчас идет Великий пост. В этот период из рациона исключается вся пища животного происхождения. На это активно начали откликаться магазины, где появились постные продукты, во многих кафе начали готовить постное меню. Спрос на эту продукцию довольно большой.
Залман Иоффе, главный раввин Волгограда и Волгоградской области:
– По поводу медицинских услуг у нас нет никаких ограничений и догм. В отношении кошерной еды не могу сказать, что есть трудности. Сегодня в ряде сетевых магазинов можно купить кошерные молочные продукты. Их привозят из Москвы, и на них имеется значок кашрута. Кошерное мясо и вино можно приобрести в синагоге. На овощи и фрукты особых ограничений нет, их можно купить в любом магазине или на рынке. Если, допустим, приезжает гость из Израиля. Куда его вести обедать? Кафе или ресторанов со специальным меню в Волгограде нет. Это объясняется тем, что большого спроса на эти услуги нет. Община небольшая. Вероятнее всего, гость получит приглашение отобедать в синагоге. И это не значит, что мы его плохо накормим.
Александр Дудкин, руководитель буддийского центра в Волгограде:
– На нашей религии бизнесмены деньги не сделают. Мы не придерживаемся догматических вещей в отношении питания или одежды. Мы миряне, а не монахи. Если человек чувствует, что ему нужно сесть на диету, он на нее садится. Тело – главный инструмент, и мы должны содержать его в порядке, чтобы быть полезными другим.