"Наша улита все едет"

  • "Наша улита все едет"
  • "Наша улита все едет"
Хутор Привокзальный появился во время строительства линии Грязе-Царицынской железной дороги при прохождении станции Филоново 26 декабря 1870 года. Его роль была поначалу столь скромна, что даже спустя три года после основания он не вошел в подробный перечень поселений Области войска Донского.

Продвинутый люд

Но удобное расположение хутора дало старт его бурному развитию и превращению в центр торговли. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи, в Привокзальном в 1897 году жило уже 1560 человек. Чем же еще, кроме сельскохозяйственной продукции, здесь торговали?

На бланке квитанции от 4 августа 1912 года размещена реклама торгового дома Михаила и Федора Дутиковых. Со склада предлагаются для продажи плуги собственного производства и других заводов, американские сноповязалки, сенокосилки, грабли; товары завода компании Мак-Кормика и Осборн – русские жатки (лобогрейки) завода Фукс. В наличии есть также молотилки, сеялки, веялки, сортировки, соломорезки, просорушки, мельничные жернова, возы (арбы), пожарные трубы и даже (!) клозетные насосы.

Поистине тут жил состоятельный и продвинутый люд с преобладанием купеческого сословия. Недаром журнал областного правления войска Донского от 14 марта 1906 года писал: «Хутор Привокзальный по укладу своей жизни имеет характер чисто городского поселения; большинство жителей иногородние торговцы, здесь ежедневно бывают большие базары сельскохозяйственными продуктами, торгово-промышленных предприятий здесь очень много, и торговля идет так бойко, что многие города уступают этим местностям обширности торговли».

Где этот дом?

Следующий документ, представленный на выставке, дает право сказать, что хутор Привокзальный, в дальнейшем Самсоновский, находился на землях станицы Аннинской, а не Филоновской, как иногда пишется в изданиях о городе. В купчей от 28 июня 1916 года записано, что «жена крестьянина Анисья Ключевская продала казаку Семену Васильевичу Смирнову собственно ей принадлежащий благоприобретенный дом, находящийся в х. Самсоновском Аннинской станицы, на месте, принадлежащем Аннинскому станичному обществу». При изучении этого и других хранящихся в музее договоров купли-продажи домовладений можно утверждать, что до 1916 года включительно в хуторе Самсоновском улицы и переулки не имели названий. Дом крестьянки Анисьи Ключевской расположен был «в соседстве на углу с одной стороны жилыми постройками Ксении Федоровны Комаровой, с другой стороны жены крестьянина Марии Федоровны Люсиной». Улица и номер дома не заявлены.

Интересно переплетаются в музее времена и события. На сегодняшний день решается вопрос о передаче в собственность прихода Феофана Затворника здания школы № 5, расположенного по ул. Пионерской, 39. Храму надо обосновать, что именно в нем, расположенном по определенному адресу, находилось до революции церковно-приходское училище. Таковой информацией не располагают ни БТИ, ни районный архив. Музей предоставил сведения, что на хуторах Громковском и Самсоновском были церковно-приходские училища. Указать же адресные данные зданий невозможно, поскольку в хуторах Самсоновском, Перевозинском, Громковском до революции улицы и номера домов не обозначались. Следовательно, приход храма Феофана Затворника фактически не может предоставить данные об адресном местоположении храма. Но вот в 1924 года в станице Ново-Аннинской уже была улица Ленина. Письмо, адресованное Комарову В.В., датировано 13 сентября 1924 года и направлено по адресу – Самсоновское почт. Царицынской губернии, ст. Ново-Аннинская, Ленинская улица, № 2.

Купчая от 1916 года интересна сведениями о жизни и быте наших земляков в начале прошлого века. Крестьянка Анисья Ключевская в 1916 году имела в собственности «благоприобретенный дом деревянный, обложенный кирпичом с кирпичными низами, крытый железом, с двумя комнатами на верхах и одной комнатой внизу, со всеми надворными постройками и дворовою огорожей, палисадником, фруктовым садом на том же дворовом месте и деревянною кухнею, крытою тесом во дворе, колодцем во дворе и кирпичным погребом и ледником на том же дворе». Продала же она это свое имущество казаку Смирнову за одну тысячу семьсот пятьдесят рублей.

Городок

Прочтем еще один документ, представленный на выставке в музее. Независимый общественно-политический журнал «Голос казачества» в 1913 году поместил заметку казака из станицы Филоновской, который сетует на то, «что уже два года тянется в станице дело об открытии городского училища. И вот, пока одни занимаются толчением воды в ступе, другие – остротами, хутор Самсонов дело делает и, в то время как станица глохнет и падает в торговом отношении, хутор на ее счет быстро богатеет. Была у нас второклассная школа – перешла на Самсонов; был нотариус – перешел на хутор Громок, смежный с Самсоновым; купцы ушли туда же. Кажется, то же случится и с Городским училищем. Самсоновцы уже возбуждают ходатайство об открытии Высшего начального народного училища и, конечно, как и во всем, сумеют нас опередить. А наша улита все едет... Мы опасаемся и не без основания, что она собьется с дороги и вместо станицы Филоновской попадет в хутор Самсонов, да там и поселится на вечное жительство». В газете "Донские ведомости" от 1 апреля 1914 года в статье «Хутор Самсонов (Аннинской станицы)" писалось: «Наш богоспасаемый хутор так разросся за последние годы, что, пожалуй, сошел бы, на первый взгляд, за любой культурный уездный городок. Помилуйте, у нас есть своя электрическая станция, банк, отличные магазины, приличные обывательские дома, словом, хутор только по одному названию». В 1901 году в Привокзальном зарегистрировано уже 74 торгово-промышленных заведения, в этом же году заработал телеграф. Сопоставьте эти данные со следующим фактом – численность прихожан Успенской церкви, проживавших в хуторах Привокзальном (Самсоновском) и Перевозинском, в 1902 г. составляла 2359 человек. Семьдесят четыре торгово-промышленных предприятия всего на 2359 человек!

До 1918 года хутора Громковский, Перевозинский и Самсоновский существовали раздельно. После Октябрьской революции они слились в одно поселение и стали именоваться станицей Ново-Анненской. Решением президиума ВЦИК РСФСР от 1 августа 1936 года станица Ново-Анненская была отнесена к категории рабочих поселков. Через двадцать лет рабочий поселок преобразован уже в город. Тогда тут проживало 25 тысяч человек, а в 1979 году согласно данным Всесоюзной переписи – почти на три тысячи меньше. В документах и справочниках за 1936-1960 гг. название города пишется – Ново-Анненский, после 1960 года – Новоаннинский.

Столь стремительного взлета и развития, как на момент своего образования, город Новоаннинский в дальнейшем уже не имел, ныне горожане могут только мечтать о былых темпа роста. Остается надеяться, что выгодное расположение города вблизи автотрассы и железной дороги вновь станет толчком для роста экономики. Закон диалектики гласит, что история развивается по спирали. Или, как говорится, все возвращается на круги своя.

Поделиться в соцсетях