
Имя – еще не все
Имя Ольги Тавровой (фамилия изменена по желанию спикера) широко известно волгоградцам. Парикмахер-модельер, мастер по прическам, консультант по стилю, призер многих конкурсов профессионального мастерства. Ольга работала в самых известных и престижных салонах красоты Волгограда, но однажды поняла, что никакой салон не даст ей больше возможностей и удовольствия от работы, чем свой собственный. К тому же работать самостоятельно – намного выгоднее.
Открывая салон, Ольга не гналась за престижным местом в центре города. Тем более что за 20 лет практики у нее появилось много постоянных клиентов – любящих и уважающих ее, готовых ждать записи к мастеру хоть целый год и ехать хоть на край света.
– Я категорически не хотела открывать салон в Центральном районе, где и без меня работает много людей, – признается Ольга Таврова. – Всегда мечтала перенести качественные услуги ближе к спальным районам. Ведь люди оттуда вынуждены ездить в центр за якобы качественным результатом. Многие думают, что прилично подстричь и окрасить волосы можно только в центре, пусть и дорого. Это мнение превратилось в стереотип, хотя, на мой взгляд, это абсурд.
Сложности с самого старта
Как оказалось, профессионализм, талант, чувство стиля и обширная база верных клиентов – далеко не все, что требуется для успешного открытия собственного салона. Проблемы начались уже на этапе поиска подходящего помещения.
– Не все помещения, выставленные на продажу, впоследствии могут быть оборудованы выходом на улицу, – поясняет Ольга. – Даже если помещение уже переведено из жилого фонда в нежилой, так называемая «входная группа» часто становится камнем преткновения.
По словам Ольги, разрешительная система настолько осложнена абсолютно нелепыми нормами и правилами, необходимо пройти столько инстанций, а если легально, никому не давая взяток, то этот процесс превращается в хождение по мукам. Поэтому мастер дает совет – выбирать помещение с готовой «входной группой» – дверью и ступеньками, ведущими на улицу.
Далее начинающего предпринимателя, скорее всего, ждет волокита с документами. Например, он приходит в какую-либо инстанцию регистрировать факт того, что является потребителем электричества, тепла, воды и проч. Казалось бы, что сложного в том, чтобы написать об этом заявление? Но вдобавок к нему нужно составить, написать и согласовать массу дублирующих документов. Например, в помещении, купленном под салон красоты, изначально не было воды. В документах собственника это четко обозначено, но хозяйке будущего салона пришлось написать об этом отдельное заявление.
– Тормозили процесс абсолютно все инстанции, – признается Таврова. – «Ушел в отпуск», «сегодня его не будет», «это мы сделаем на следующей неделе», – такие ответы приходилось слышать постоянно на протяжении полугода. Нигде не давали внятных ответов на вопросы, не консультировали о том, что нужно конкретно делать.
Что уж говорить о большом списке документов для оформления помещения: план самого помещения, план перестройки и благоустройства, ремонта, документы на проведение воды, электричества… А ведь не секрет, что эту и многие другие процедуры можно значительно упростить и ускорить. Например, внедрить, наконец, принцип «одного окна» – открыть сервисный центр, в котором будут сосредоточены все специалисты из всех служб и учреждений, в которые надо обращаться для получения разрешений и согласований. Предприниматель с удовольствием за отдельную плату воспользуется возможностью сделать пакет документов и обговорить все, что его интересует, в одном месте, вместо того, чтобы раз за разом объезжать весь город.
Профессионалы
В отдельную проблему вылилось общение с поставщиками оборудования для салона. Оказалось, что быстро купить в Волгограде приличные кресла, раковины для мытья головы и прочие нужные вещи для индустрии красоты невозможно – все непременно нужно оформлять на заказ. «Дорогое» (то есть не китайское и не то, что придет в негодность через год-два работы) просто не в ходу. Подавляющее большинство салонов предпочитают тратить минимум денег и приобретать более дешевое оборудование, часто «бэушное». Наша героиня таким путем не пошла.
– Я изначально отказалась покупать заведомо некачественное оборудование, зеркала, светильники, мебель, – рассказывает Ольга Таврова. – Поэтому заказывала их не у обычных поставщиков оборудования для салонов, а светильники-споты – в магазинах-складах электротоваров, зеркала – в крупных зеркальных мастерских, столики для мастеров – в салонах, изготавливающих мебель на заказ.
Ольга советует будущим предпринимателям мыслить нестандартно: если на оборудование, которое есть на рынке предложений, даже смотреть неприятно, не то, что трогать и работать на нем, думайте, где еще можно заказать или сделать аналогичное. Для создания антуража можно использовать старинную отреставрированную мебель.
Страшная сказка ЖЭУ
Тесное и не очень приятное общение нашей предпринимательницы с ЖЭУ продолжается и по сей день. Проблемы не исчезли даже после открытия салона. Управляющая компания отвратительно содержит технический подвал дома, который находится по соседству с салоном: трубы и другие коммуникации старые, давно подлежат замене, но их некто не меняет. Регулярно случаются прорывы, в результате чего вода заливает стену и наполняет помещение арендатора.
Естественно, это тормозит работу салона. Отсутствие воды в парикмахерской лишает возможности на должном уровне обслуживать клиентов. И хотя предпринимательница имеет на руках договор на обслуживание своего помещения, в технический подвал ее не пускают. Она многократно писала заявления в управляющую компанию, приглашала мастеров из ЖЭУ, но на письма ей никто не ответил.
– Да, ЖЭУ – это наша страшная сказка, – говорит хозяйка салона. – После последнего эпизода прорыва магистральной трубы с горячей водой нам все же удалось сфотографировать подвал. Со снимками мы обратились к независимым экспертам и готовим материалы в суд. Иначе расшевелить коммунальщиков не получится. Вдоль моей стены со стороны технического подвала ручьями течет и бьет фонтанами вода. ЖЭУ заменило лишь самый дырявый отрезок трубы, но гарантии на работу без фонтанов и потопа никакой.
Советы бывалой
При огромной поддержке своего супруга наша героиня преодолела все сложности, стоящие у нее на пути к открытию собственного дела. И теперь она может давать советы людям, желающим открыть свой бизнес в нашем городе:
– Не бойтесь сложностей, не сидите в размышлениях «а вот бы мне…». Не упирайтесь в своих планах в одну-единственную схему создания бизнеса, покупки помещения или способа его аренды. Вариантов много! Ищите, обдумывайте и либо принимайте, либо отвергайте.
– Прочтите и выслушайте рекомендации специалистов о том, как верно просчитать будущий материальный успех вашего дела: принесет ли оно прибыль.
– Не надейтесь на рекламу. Лучшая реклама – это «сарафанное радио». Поверьте, если качество вашей работы неудовлетворительно, то реклама на ТВ, радио, в журналах и промо-акции не помогут. А если вы на высоте, люди узнают об этом сами – от ваших же клиентов.
– И самое главное: даже если вам очень нравится какое-то занятие, даже если вы считаете себя специалистом в каком-то деле, не думайте, что люди бросятся к вам толпой, лишь только вы откроете двери своего салона или предприятия. Даже если ваше имя на слуху, вам придется каждым днем своей работы доказывать, что вы – лучшие, что ваше предприятие предоставляет только качественные услуги и делает качественный продукт. Для этого сначала работаете вы сами, уже потом подбирается команда. Но это уже совсем другая история, особенно в бизнесе салонов красоты…