Самопальный коньяк, тушенка из жира и жил, стиральный порошок с купоросом – во время рейдов полицейские то и дело обнаруживают точки продаж или даже производства контрафактной продукции. Борьбу с этим злом губернатор Андрей Бочаров обозначил в качестве одного из главных приоритетов на ближайшее будущее. А что могут предпринять в этой связи сами потребители?
Контра? Факт!
Продажа некондиционных товаров увеличилась со времени введения санкций, отмечают специалисты Минпромторга РФ. Для предотвращения их незаконного оборота федеральным ведомством уже разработана система подтверждения качества продукции. Сегодня предлагается ввести обязательную спецмаркировку товаров, размещать в открытых источниках информацию о сертификатах, чтобы заказчики и потребители могли проверить продукцию на соответствие.
Как отмечает руководитель волгоградского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Удахин, в России действует целый перечень документов, позволяющих проверять качество товаров, – это специальные декларации и сертификаты.
– Кроме этого, есть ГТД (государственная таможенная декларация), которая как раз обеспечивает легальность товара. Поэтому все, что нужно делать ритейлерам, – это запрашивать у своих поставщиков ГТД или их номера. Однако такое взаимодействие более доступно крупным торговым сетям. Индивидуальный предприниматель без штата юристов не всегда может разобраться в подлинности закупаемых товаров, но по факту именно рыночные торговцы и малые предприятия зачастую являются предметом повышенного интереса контролирующих органов. Важно, чтобы правосудие коснулось и недобросовестных поставщиков, – отмечает Удахин.
Председатель президиума региональной Ассоциации по защите прав потребителей Юрий Гольдер согласен: наказывать нужно не только поставщиков, но и торговые сети, где зафиксирована продажа нелегальной продукции. И такая норма должна быть четко прописана в законодательстве.
– Волгоградские торговые центры сегодня мало заботятся о качестве арендной политики, – считает общественник. – Вероятно, на первое место ставится возможность привлечь как можно больше арендаторов на пустующие площади.
«Подставным не продаем!»
Вместе со специалистами ассоциации в минувшее воскресенье направляемся в один из торговых центров на улице Краснознаменской. На первом этаже – десятки павильончиков. На одном из них, возле вывески «ИП Попов», красуется надпись: «В магазине продаются аналоги известных торговых марок».
Надпись появилась недавно – как отмечает Гольдер, предприниматель в досудебном порядке признал, что всяческая бакалея, которая реализуется в его отделе под известными брендами, никакого отношения к данным брендам не имеет. Однако завидев общественников, которые уже приходили в торговую точку, продавец спешно закрывает отдел, вешая обтрепанную табличку «Технический перерыв».
К ней присоединяется еще одна дама из соседнего отдела. Девицы начинают истошно вопить, что покупатели мы «подставные» и ничего они нам не продадут. Зачем потом утруждать себя судами и платить штрафы? Просят вызвать полицию, но охранник, старший смены, неожиданно предлагает – не надо полицию. Он лишь вежливо просит не фотографировать, дескать, это запрещено администрацией торгового центра.
– На самом деле предприниматели, арендующие места в волгоградских торговых центрах, – вовсе не обездоленные люди, которые, предположим, вынуждены продавать «аналоги брендов», – говорит Юрий Гольдер. – В таких проходных местах метр аренды стоит порядка шести тысяч рублей. А подобные вывески – лишь прикрытие откровенного сбыта фальсификата.
В порядке бренда
Общественник советует: если потребитель сомневается, подлинные ли наушники, часы или даже костюм он купил, можно обратиться в соответствующее экспертное бюро. Свыше 20 таких организаций работает в Волгограде. За такую услугу придется заплатить. Есть и другой способ: если продавец отказывается вернуть деньги за некондиционный товар, в претензии к нему необходимо отметить, что вы желаете проведения экспертизы качества и подлинности вещи за счет магазина, причем данная экспертиза должна проводиться специалистами при вашем участии. Наконец, экспертизу может назначить суд.
Однако проблему легче предупредить, чем решать. Как отмечает член Независимой экспертизы товаров легкой промышленности дизайнер Надежда Чуботенко, покупатель во многих случаях сам может стать экспертом. Собираетесь купить платье – проверьте швы. Плохо пошитые вещи смотрятся очень дешево, да и служат недолго. Фирменное высококлассное шитье практически незаметно. Подкладка брендового пиджака никогда не будет свисать, топорщиться. Настоящая итальянская обувь не пахнет резиной и продается в прочной коробке, а не в хлипком картоне с тусклыми надписями. Во многих случаях можно обезопасить себя, если внимательно посмотреть на сайте производителя, как выглядит вещь.
– Фирменные вещи большинство волгоградцев покупают не так часто, – говорит Чуботенко. – Тем более не хочется нарваться на подделку. Покупала сыну костюм, первый фирменный в его жизни. В одном из волгоградских салонов по проспекту Ленина. Попросила сертификат на изделие. Мне принесли целую подшивку документов – столько документации требует современное законодательство к одежде премиум-класса. Так что удостоверилась – есть брендовые вещи и в Волгограде. И, надеюсь, с каждым годом в нашем регионе будет все больше качественных вещей и товаров для дома.
Справка «ВП»
Три совета обманутым покупателям
1. Распознав некондицию, немедленно возвращайтесь к продавцу. Ваша коронная фраза: «Вы мне продали некачественный товар. Об этом меня не предупредили, а поэтому, в соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей, замените мне его на качественный или верните деньги».
2. Если устное обращение к продавцу не помогло, тут же пишите в двух экземплярах жалобу-претензию. В тексте нужно подробно объяснить, когда и что с вами случилось, какие недостатки выявлены в товаре, а также указать свои данные и заявить свои требования. На обоих экземплярах кто?то из администрации, принявший у вас претензию, должен расписаться. Один экземпляр вы оставляете им, а второй – себе на память. Если руководители торговой точки отказываются взять у вас бумагу (или не хотят там расписываться), документ следует отправить им заказным письмом.
3. Далее покупатель вправе обратиться в суд по месту своего жительства или месту нахождения ответчика. Кстати, по таким делам потребители освобождаются от пошлины. Причем в последнее время суды стали присуждать жуликоватым продавцам и выплату морального ущерба, который доходит до стоимости купленного товара.