
Что такое тотальная слепота? Попробуйте выключить свет и закрыться в ванной. Глухая, вязкая темнота. Пять минут – и вы перестанете ориентироваться в пространстве, 10 минут – и темнота вас душит, 11 – и вы не выдерживаете, рывком открывая дверь к свету. А если двери нет?.. Ирина Лаврова уже 18 лет живет в мире, где нет никакого цвета, кроме черного.
В 24 года страшное ДТП лишило ее возможности видеть. Пять лет Ирина верила, что вырвется из темной комнаты. В 29 она поняла: зрение не вернется, мир не будет прежним, но можно жить, не видя света.
Старые раны
– Я не люблю вспоминать детали аварии, боюсь, что, восстанавливая картину прошлого, пробужу тех демонов, с которыми боролась в течение пяти лет реабилитации. Тяжело все это и несправедливо. Но, как говорят, от судьбы не уйдешь, – с улыбкой начинает беседу Ирина.
Встретились мы на территории регионального общества слепых. Просторное помещение вместило в себя огромный стол для шоудана – тенниса для незрячих. Игра очень напоминает воздушный хоккей, только вместо пластмассовой шайбы мячик со специальными колокольчиками.
– Я уже почти 20 лет не вижу, поэтому не могу представить, что такое воздушный хоккей, – реагирует на мое сравнение Ирина. – Игра построена полностью на ощущениях: включаешь интуицию и чувствами следишь за своим соперником.
Ирина в спортивном костюме, модных черных очках, наклонившись, стоит у стола. Едва услышав приближение мяча, а это всего доля секунды, резким рывком отбивает его на сторону соперника. Гол!
– Это большая работа – слушать, куда катится мяч, знать, как отбил соперник, следить за его дыханием. Мне это нравится, – говорит Ирина.
Еще будучи студенткой педагогического института, Ирина всегда любила преодолевать сложности. Это сказалось и на выборе профессии. По образованию женщина – учитель математики и информатики. Только вот на практике свое умение показать так и не удалось…
– Я даже поработать в школе не успела, трагедия случилась сразу после защиты диплома. В больницу меня доставили с диагнозом «перелом основания черепа». Разбито было все лицо. Я не только зрения лишилась, но и около полугода не чувствовала запахов. Помню, как возвращалось обоняние. Сначала я почувствовала запах туалета, – вспоминает женщина. – Потом был запах помидоров, сигарет, растительного масла.
Это судьба
Многие люди, лишившись зрения, опускают руки и перекладывают свою жизнь на плечи близких. Но только не Ира.
– Я вышла замуж, как только мне исполнилось 18 лет, – делится женщина. – За три месяца свиданий с Игорем мы поняли, что это судьба, и расписались. В 20 лет родилась Настя. Я просто не могла быть слабой, ради них я должна была продолжать жить, бороться.
Она, как и все, встает с утра, готовит завтрак себе и мужу, провожает его на работу, занимается домашними делами. И только потом начинается ее время – время спорта.
– Когда я уже более или менее смирилась со своим положением, муж всячески настаивал на моем отдыхе. Из пяти лет сидения дома почти два с половиной года я проспала. Нужно было отвлечься. Игорь пообещал, что присмотрит за дочкой, пока я отдохну в Геленджике, – рассказывает Ирина. – От общества слепых там работал специальный центр. Плавали мы в закрытом бассейне, никто нас в море, конечно, не пускал. Там?то и произошла случайная, но судьбоносная встреча.
Волгоградка познакомилась с тренером по плаванию, и он убедил Ирину, что ей с ее прекрасными данными необходимо плавать. Что она и сделала по возвращении в Волгоград.
Чемпион без счета
На первый чемпионат России по плаванию Ирину собирали всем миром. Большую часть средств пожертвовали в обществе слепых, не остались в стороне близкие и друзья.
– Мне с первого дня помогали в обществе, – с нежностью говорит Ирина. – Когда за мной никто не приехал, женщина, такая же тотально слепая, как и я, решилась меня проводить. Я впервые поняла, что нет ничего невозможного, когда, вцепившись в ее руку, за 20 минут оказалась дома. Сейчас этот путь преодолеваю за 11 минут.
С первого соревнования спорт-сменка привезла пять медалей.
– Честно, я сама не знаю, сколько у меня сейчас медалей, – улыбается Ирина. – Точно могу сказать, что чемпионом России становилась 25 раз. Также я победитель десятков европейских кубков. В моей копилке не хватает лишь паралимпийской медали, но это дело времени.
В Лондоне на Паралимпиаде из сотни спортсменов со всего мира она оказалась на седьмом месте. Впереди Игры в Бразилии и еще одна возможность подняться на пьедестал.
Увидеть дочь
Часто незрячие люди не приемлют жалости и сострадания, но некоторых все равно невольно хочется пожалеть. А вот Ирину – нет. Ей хочется подражать и по?доброму завидовать.
– Я вас не вижу, но могу с уверенностью сказать, что вы мне приснитесь, – удивляет меня спорт-сменка. – Мне многие незнакомые люди снятся. Не то чтобы я угадываю с цветом волос или глаз, просто складывается образ человека.
Позже, по дороге домой, придерживая меня за локоть, она угадывает мои рост и вес, с точностью сообщает возраст.
– Я была бы очень счастлива, если бы зрение ко мне вернулось хотя бы на одну сотую. Просто хочется ощущать свет. Кто знает, может, через 10 лет придумают электронное зрение… И я буду смотреть на мир через компьютер, – мечтательно заявляет волгоградка.
– А что бы вы сделали, если бы вам вернули зрение на одну минуту? – спрашиваю я.
– Я бы посмотрела на Настю, дочку, – говорит Ирина. – Я ведь последний раз видела ее четырехлетней крохой... Хочу увидеть глаза мужа, улыбки родителей… Я очень соскучилась по своей семье...
Фото из архива Ирины Лавровой