Ну, поехали! И на волах, и на аэросанях…

Ну, поехали! И на волах, и на аэросанях…
Какой транспорт использовали наши бойцы во время Сталинградской битвы

Тогда успех материального обеспечения войск во многом зависел от организации подвоза. Острая нехватка автомашин значительно повысила значение гужевого транспорта. Поэтому штаты стрелковой дивизии, введенные в июле 1941 года, преду­сматривали увеличение удельного веса этого вида транспорта до 75?% общей грузоподъемности. Роль его особенно возрастала в условиях непроходимых дорог. Видимо, поэтому еще применялся и совершенно иной, но не менее экзотический вид транспорта - аэросани.

В одну верблюжью силу

Некоторые военные историки подчеркивают, что Вторая мировая стала не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил.

Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе тяжести войны, причем по обе стороны советско-германского фронта. Так, каждому пехотному полку полагались по штату 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.

А вот в вермахте «четвероногих военнослужащих» было еще больше – в частности, в пехотной дивизии – свыше 6000. Хотя к моменту вторжения в нашу страну автомобилей в гитлеровских вой­сках было больше, чем во всем СССР, но они также использовали и свыше 1 млн лошадей, 88?% из которых находились в пехотных дивизиях.

Так что гужевой транспорт использовался в годы войны очень широко. Только в дни Сталинградской битвы на фронтах работали 209 гужевых транспортных рот, численностью лошадей более 30 тыс. голов. Эти роты были фронтового и армейского подчинения. Большинство армейских гужтранспортных рот, участвовавших в боях на берегах Волги, были расформированы только после 9 мая 1945 года.

А вот чего не было у наших противников под Сталинградом, так это отдельных гужтранспортных рот на верблюдах и целых 6 рот на волах. В 62?й армии 9?я гужтранспортная рота была на волах, 29?я – на верблюдах. В 9?й роте на 20 февраля 1943 года оставалось 5 животных. В 64?й армии было 4 гужтранспортные роты на верблюдах – 8?я, 10?я, 21?я и 27?я – в них было от 92?х до 153?х животных. В апреле – мае 1943 года гужтранспортные роты на волах и верблюдах были расформированы.

Конечно, такой транспорт сегодня кажется уникальным. Уже потому, что волов попросту нет даже у крестьян.

На «снежных тачанках»

Именно Великая Отечественная заставила интенсифицировать работы по созданию аэросаней новых конструкций. В конце июня 1941 года, в соответствии с заданием Совета труда и обороны, промышленности поручили разработать надежные боевые и транспортные аэросани, обеспечив их серийный выпуск к началу зимы.

В это время транспортные аэросани и волокуши к ним выпускались на дерево­обрабатывающем комбинате

им. Куйбышева в Сталинграде, а недалеко от завода проходило боевое формирование аэросанных батальонов. Не без гордости заметим, что первым о производстве аэросаней в Сталинграде в свое время написал журналист «Волгоградской правды» Юрий Касьянов.

Не менее удивительно, что при разгроме окруженной группировки гитлеровцев под Сталинград были переброшены и аэросанные части. На 1 января 1943 года в составе Донского фронта, которым командовал генерал-лейтенант и будущий Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, находились 48?й, 49?й и 52?й отдельные аэросанные батальоны.

За годы войны это был случай самого южного применения аэросаней. На вооружении батальонов были транспортно-десантные аэросани НКЛ-16?/?41 и НКЛ-16?/?42. При движении по снегу или льду они могли развивать скорость до 100 км?/?ч, поэтому солдаты их называли «снежными тачанками».

Во время боев под Сталинградом аэросани служили для связи, как штабные машины, на них забрасывали автоматчиков в тыл врага. А специальные подразделения санитарных аэросаней использовались в дальнейшем при ликвидации окруженной нашими войсками группировки немецких войск. Они подвозили на передовую боеприпасы и продовольствие, а обратными рейсами эвакуировали раненых в медсанбаты.

Аэросани не случайно появились именно на Донском фронте. Опыт их применения К. К. Рокоссовский имел еще с битвы под Москвой, о чем он вспоминал в книге «Солдатский долг»:

«По нашей просьбе В. Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Аэросанная рота была использована для ударов по немецкому десанту и выполнила эту задачу блестяще».

Поделиться в соцсетях