Они дополняли друг друга

Трудно представить двух других людей, которые бы в больше мере были не похожи друг на друга своими характером, мышлением и внешностью. Их даже на иконах, на церковных фресках изображают очень разными: атлетического сложения пышноволосый Петр и худощавый лысоватый Павел. Но они оба до последнего дня посвятили себя христианству и были казнены в один и тот же год за это в Древнем Риме.

Память двух этих очень разных людей Русская православная церковь справляет в один день, и на иконах их, как правило, изображают вместе. Православные зовут этих апостолов первоверховными, так как благодаря их трудам христианство в свое время получило мощное развитие.

Человек-скала

Апостола Петра до призвания ко Христу звали Симоном. Вместе со своим братом Андреем, позднее прозванным Андреем Первозванным как первым из уверовавших во Христа, он жил в небольшом галилейском городке, где занимался рыболовством.

Слово «Петр» означает по-гречески «камень». «Камнем», или «скалой», назвал его Христос, решив построить на этом камне, словно на фундаменте, свою церковь.

– В отличие от Павла, – говорит протоиерей волгоградского храма Иоанна Предтечи Олег Кириченко, – Петр был человеком не книжным, он изъяснялся достаточно просто. Но от него исходила огромная сила убеждения, заставлявшая прислушиваться к нему. Люди признавали в нем лидера. Он был в числе любимых учеников Христа, был и в Гефсиманском саду при преображении Христа, ему на тайной вечере через Иоанна Богослова был указан предатель.

Тем не менее Петру Христос предрек, что его любимый ученик трижды отречется от своего учителя. Так и случилось. Но впоследствии апостол Петр искупил это свое отречение глубочайшим раскаянием.

Апостол Петр первым начал проповедь об Иисусе Христе в день сошествия Святого Духа, и обратил к вере три тысячи человек. Он первым стал крестить в христианство язычников, окрестив по внушению свыше сотника Корнилия и его семейство. Он принимал участие в Апостольском Соборе, где собирались первые последователи Христа для обсуждения важных богословских вопросов.

Петр написал два послания, или письма, о христианской жизни, вошедших в число книг Нового завета. Закончил жизнь свою он в Риме, где обратил ко Христу многих придворных римского императора.

Когда император Нерон начал жестокие гонения на христиан, апостол Петр хотел покинуть Рим, но в воротах города он встретил... самого Христа, мистическое видение его.

– Куда идешь, Господи? – спросил его Петр.

– В Рим, чтобы снова быть распятым, – ответил Христос.

Петр понял, что настало для него время прославить Бога своей смертью, и вернулся в Рим, где был осужден Нероном на крестную смерть. Петр, считая себя недостойным быть казненным так же, как Христос, попросил распять его вниз головой. Случилось это на шестьдесят седьмом году от Рождества Христова.

«Я Иисус, которого ты гонишь!»

В отличие от апостола Петра апостол Павел не был среди двенадцати первых учеников Христа. Звали его от рождения Савлом. В отличие от Петра у него было блестящее для того времени образование: как сам он писал о себе, воспитывался он «у ног Гамалиила», выдающегося древнееврейского ученого, законоучителя, основателя авторитетной фарисейской школы.

– Известны сведения, – рассказывает Олег Кириченко, – что апостол Павел в свое время переписывался с самим Сенекой, обсуждал с ним проблемы мироздания. Сохранились даже письма, хотя нет полной уверенности в том, что они подлинные.

В молодости Савл был рьяным гонителем христиан, причем не из требований службы, а из глубоких своих убеждений. Однажды вдруг, когда Павел, пребывая в злобе против христиан, шел со своими замыслами в город Дамаск, озарил его необыкновенный свет с неба, и оттуда послышался голос: «Савл, Савл, что ты гонишь меня? Я Иисус, которого ты гонишь. Ступай в город, там сказано будет тебе, что делать».

Вздрогнул Савл, ужас объял его. От пережитого потрясения он даже внезапно ослеп. Но в Дамаске Бог повелел одному из его учеников по имени Анания исцелить Савла и крестить его.

С этого времени Савл, получивший новое имя – Павел, стал самым верным учеником Христовым, обратив в христианство огромное количество язычников. При этом он много раз и сам подвергался гонениям, пребывал в темнице, его избивали камнями и палками.

Апостол Павел написал четырнадцать посланий к христианам разных народов. Ему суждено было стать как бы интеллектуальным лидером учеников Христа.

Апостол Павел окончил свою жизнь, подобно апостолу Петру, в Риме, в том же самом шестьдесят седьмом году от Рождества Христова, возможно, даже в тот же день, в который был казнен апостол Петр.