Правдиво до боли
От бывшей казачьей станицы Перекопской, ставшей в наше время хутором, едем на микроавтобусе туда, где создан был этот великий фильм о ратном подвиге советского солдата. Путь наш лежит на Шукшинский утес – именно там в перерывах между съемками фильма «Они сражались за Родину» любил обдумывать свои творческие замыслы замечательный актер и режиссер Василий Шукшин.
Здесь и по сей день сохранилась скамейка, сидя на которой Шукшин смотрел на Дон. Там же возведена часовня в память о событиях военного времени. Несколько позже появилась тут и братская могила, в которой погребены воины, сражавшиеся в тех краях в 1942 году.
Фильм создавался нелегко, тернистой дорогой шли к нему его авторы. В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы, руководством Советского Союза было принято решение создать масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне. Министр обороны СССР того времени Маршал Советского Союза Андрей Гречко настаивал, чтобы фильм был снят по его книге «Битва за Кавказ».
Но вопреки его воле, что было чревато очень неприятными последствиями, главный советский кинобаталист того времени Сергей Бондарчук взялся за съемки фильма по неоконченному роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Тем паче что у Сергея Федоровича был уже опыт творческого содружества с Шолоховым на съемках фильма «Судьба человека».
Сам Михаил Шолохов хотел, чтобы в фильме все было правдиво до боли. Именно он и настоял на том, чтобы снимали в тех самых местах на Дону, где происходят события в его романе. Согласно воле Михаила Александровича съемочная группа расположилась в Клетском районе нашей области, в окрестностях хутора Мелологовского.
На фото: часовня на Шукшинском утесе
В помощь киношникам был выделен сводный полк солдат, строивших декорации и заодно участвовавших в массовках. В его составе было и саперное подразделение, военнослужащие которого обезвреживали оставшиеся здесь со времен войны неразорвавшиеся боеприпасы – мины, гранаты, снаряды. Их в этой земле еще оставалось немало.
С гимнастеркой сроднились
Исполнители главных ролей – Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин – знали войну не по рассказам, помнили ее, что было важно для режиссера. В поисках нескольких десятков исполнителей ролей второго плана ассистентам Сергея Федоровича пришлось объездить всю страну.
Поскольку съемки шли в степи, вдалеке от людского жилья, чтобы не тратить время на ежедневные переезды, жить всем этим людям в ходе работы над фильмом пришлось на переоборудованном под гостиницу двухпалубном теплоходе «Дунай», стоявшем на Дону, неподалеку от Шукшинского утеса, а также во временных сооружениях. В качестве декораций созданы были переправа через Дон, дамба и даже три хутора, которые на кинокадрах вряд ли можно отличить от настоящих.
На фото: здесь стоял теплоход «Дунай»
Режиссер фильма Сергей Бондарчук требовал, чтобы все в фильме было как на настоящей войне. Актеры, участвовавшие в съемках, ходили в своих гимнастерках не только во время съемок, но и после них. Можно сказать, они с этой солдатской одеждой слились и сроднились. Подчас им приходилось и землю вручную копать, а ведь земля в донской степи сухая, каменистая. Роя окопы в полный профиль, нередко находили они в ней человеческие кости. Много их было, их отдавали на захоронение.
Театр драмы и трагедии
Пять тонн одного только тротила было израсходовано пиротехниками в ходе съемок фильма. Это притом что для уничтожения танка достаточно одного килограмма взрывчатки.
В качестве боевой техники использовались на съемках несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29 чехословацкого производства, замаскированных под фашистские танки и «мессеры»: реальных действующих аналогов создателям фильма отыскать не удалось. Причем взлетная полоса находилась на значительном расстоянии от Дона, и самолеты по этой причине могли участвовать в эпизодах съемок не более семи минут, после чего им требовалось возвращаться для дозаправки.
Специально для съемок фильма была сконструирована и построена рельсовая эстакада из алюминия, по которой двигалась тележка с закрепленной камерой и оператором. С ее-то помощью и были сняты кадры с танком, сокрушающим все на своем пути.
Сцена, в которой героя еще молодого Андрея Ростоцкого давит фашистский танк, чудом не закончилась трагически – актер, участвовавший в съемках без дублера и какой-либо страховки, едва успел вылезти из-под гусениц бронемашины. В придачу к этому бревном, застрявшим на броне, едва не убило главного оператора фильма Вадима Юсова, снимавшего движущийся танк с близкого расстояния. А еще в одной сцене на съемках танкист, не услышав команду помощника режиссера, чуть-чуть не задавил людей, участвовавших в массовке.
Согласно сценарию фильма в нем также требовалось снимать горящее пшеничное поле, но руководство местного колхоза категорически с этим не соглашалось. Чтобы решить вопрос, Сергею Бондарчуку пришлось дойти до ЦК партии. Только тогда ему предоставили для съемок поле с фуражной пшеницей, которую разрешено было сжечь.
Все это было не зря
Годом позже, в 1975 году, фильм «Они сражались за Родину» и лично Сергей Бондарчук представляли Советский Союз в основной программе Каннского кинофестиваля. Еще через год эта кинолента была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин – лучшим актером 1976 года. Более сорока миллионов людей посмотрели этот фильм в кинотеатрах одного только СССР, не говоря уже о его зарубежном кинопрокате.
Многие жители станиц и хуторов Клетского района нашей области не понаслышке помнят, как снимался этот фильм. Хранят они память и о Василии Шукшине, вспоминают, что это был душа-человек.
На фото: скамейка Шукшина.
Для самого Василия Макаровича Шукшина роль Петра Лопахина в фильме «Они сражались за Родину» стала его последней творческой работой – 2 октября 1974 года актер умер во сне на борту теплохода «Дунай», когда съемки фильма еще продолжались. Сходил на почту, телеграмму дал, в баньке попарился. Пришел на теплоход и умер – как выяснилось впоследствии, от острой сердечной недостаточности.
Тело Василия Макаровича увезли в Волгоград, где было сделано вскрытие. Затем на военно-транспортном самолете его доставили в Москву. Довольно долго решали затем, где именно похоронить известного киноактера и писателя. В качестве вариантов предлагались и Москва, и Волгоградская область. В конце концов остановились на родном для Шукшина Алтае.
Как завещание, остались нам его слова: «Уверуй, что все это было не зря – наши песни, наши сказки, наше страдание, наши неимоверной тяжести победы. Не отдавай этого за понюх табаку. Помни это. Будь человеком».
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий