Кто бы мог подумать, что Волгоградская область – родина орхидей? Задолго до того, как элитные сорта «королевы цветов» завезли к нам из Бразилии, здесь росли местные орхидеи. Росли испокон веков. И до сих пор встречаются. Правда, очень-очень редко. Встречаются они в оазисах Арчединских песков и изредка – в болотистых местах Средне-Ахтубинской поймы.
Что общего у динозавра с цветами?
Павел Пугачев – иллюстратор Красной книги Волгоградской области, доцент кафед-ры рисунка и живописи ВГСПУ. Он рисует растения и грибы, фотографий которых не существует. Буквально воссоздает, как реставратор, облик исчезнувших и исчезающих сокровищ растительного мира.
Его работа сродни трудам ученых, пытающихся собрать из мозаики разрозненных костей целого динозавра. Да не просто собрать, но и «оживить» его в 3D, придумать, какого цвета были его кожа и гребень на голове.
Мы привыкли видеть динозавров в кино зелеными или серо-зелеными монстрами. Но знаете ли вы, что в мире до сих пор не обнаружено ни одного участка кожи динозавра? Об окраске можно только догадываться. Динозавры могли быть и красными, и фиолетовыми, и пятнистыми. Ученые просто сошлись во мнении, что древние ящеры, скорее всего, были похожи окрасом на современных ящериц. Родственники все?таки. И с легкой руки создателей фильма «Парк юрского периода» такими они и остаются до сих пор в сознании миллионов людей.
– Если растение существует, например степной тюльпан Геснера, я разрезаю его бутон, обрабатываю на принтере, потом под большим увеличением, чтобы были видны все детали, зарисовываю, – раскрывает тайны научных иллюстраций Павел Пугачев. – Если растения давно никто не видел и сфотографировать его не было возможности (в начале XX века, когда его видели в последний раз, фотоаппараты были далеко не у всех), я еду в архив Питерского ботанического сада.
Там богатая коллекция гербариев «краснокнижных» растений. По описаниям ботаников того времени воссоздаю цвета и форму живого цветка. На этом этапе работы приходится не только читать специализированную литературу, но и общаться с современными учеными-ботаниками.
Но и это еще не все. Было несколько случаев, когда комиссия в Москве, утверждающая Красную книгу региона, требовала переделать рисунок. То количество зубчиков на лепестках цветка не такое, то цвет, то обнаружили корни растения в другом, столичном собрании гербариев. Если нет семян, а они требуются для иллюстрации, порой приходится брать за основу семена родственного растения.
Словом, все, как с динозаврами.
Вампир, но очень красивый
Как художника Павла Пугачева привлекает все яркое, необычное. Из «краснокнижных» грибов, которые ему довелось рисовать для готовящегося к выходу в свет издания, самым интересным показался герипор таблетчатый. На шляпке этого редкого гриба видны пупырышки в виде разделенных надвое таблеток, и они легко отделяются.
– Я однажды во время выезда на природу набрал ведро мухоморов, – вспоминает Павел Пугачев. – Окружающие смотрели на меня как на ненормального. А я привез мухоморы в галерею, вывалил на стол и нарисовал натюрморт. Такая красота есть в природе!
– А из растений, которые нарисовали для Красной книги Волгоградской области, какие любимые?
– Орхидеи, конечно! Есть в Арчединских песках такая орхидея – дремлик болотный. Я видел ее в балке, в местечке, защищенном склоном холма от солнца.
Там образовался особый микроклимат. Бьют чистые ключи. Растут березы. Они словно срезаны ножом по уровню холма, что защищает их от ледяных зимних ветров.
А в самой балке в лужице воды растут эти орхидеи. Они прекрасны. Но пока не цветут, кто?то может подумать, что это обычное водное растение, и сорвать его. И дремлик болотный исчезнет навсегда.
Таких цветов больше нигде нет. Еще нравится заразиха. Это растение-паразит, питающееся соками других растений. Вампир, но очень красивый. Цветет у нас сиреневыми, а на Кавказе – ярко-багровыми цветами.
Отдыхая на природе, не рвите незнакомые цветы. А вдруг это последние в своем роде, не успевшие скинуть семена растения, которых больше ни в одном уголке Земли не встретишь?