Все зависит от Федора
Пассажирский теплоход «Москва», отправившийся по маршруту «Волгоград – Культ- база», заполнен до отказа. На выходные все спешат на дачные участки. Пожилой мужчина сжимает в руках коробку с тяжелой бензокосой, седая женщина пытается пробраться через толпу с саженцами хвойников, кто-то везет доски, кто-то – дачный инвентарь.
– А что там, на острове, это нельзя купить? – интересуюсь я. – Какое там! – отмахивается пенсионерка. – Все на себе возим… На выходе с теплохода у причала – пустынный стихийный рынок. Опрокинутые старые холодильники имитируют прилавки. Раньше тут бойко торговали мясом, творогом, овощами. Интересуюсь у одинокой продавщицы козьего молока:
– А что, скот на Культбазе перевелся? Насколько я знаю, и коров, и свиней тут в изобилии. – Так запретили же, – сетует домохозяйка. – Говорят, теперь без штампа Роспотребнадзора ничего продавать нельзя. Только через бойню, которой нет. Отдаем мясо скупщикам почти даром…
Выясняется, что Магомет к горе идти не хочет – организовать мясную лавку в густонаселенном дачниками районе невозможно. Как, впрочем, и магазин строительных материалов, так необходимый «безлошадным» пенсионерам, которые не в состоянии заказать грузовую машину.
Какое-то его подобие на свой страх и риск открыл предприниматель Федор Ермолаев. Его торговая точка – это маленький киоск с соками и водами, за которым находится площадка, где можно купить рабицу, вагонку, шифер и прочее необходимое для дачного участка. Но инструментов, саженцев и поливных систем, не говоря уже о современных материалах, которыми завалены супермаркеты на «материке», в «островном» магазине, увы, нет. Завезти можно было бы, объясняет Федор, но вот только на чем?
– Есть паром четыре раза в неделю, но переправа моей машины, например, стоит в три раза дороже, чем на таком же пароме в Камышине. Кто эти цены устанавливает? – недоумевает сарпинский предприниматель. – А ведь все ложится на цену товара. И опять же – паром только с апреля. Заранее ничего не завезешь. Да и дороги, сами видите…
Требуются скалолазы
С дорогами на Сарпинском, и правда, беда. От парома до причала около 10 километров по грунтовке. В распутицу и дожди проехать здесь нельзя – даже пешком ходить небезопасно. Волга обрушила очередной участок берега, похоронив под водой протоптанную тропинку, и теперь путь к дачам по левую сторону причала превратился в экстремальное восхождение. Руины старого дома, сухостой. И вот, пенсионеры, как альпинисты, карабкаются по почти отвесному обрыву, держась за самодельные поручни. Тоже пытаюсь пройти этот путь. Дается не без усилий. Какой-то дачник бежит навстречу, спеша на причал. На обрыве теряет равновесие и, падая, сбивает еще двоих. В этот момент теплоход уже отчаливает, следующий – через четыре часа.
– И когда ж о нас хоть кто-нибудь вспомнит! – сетует дачник. – Куда идти, кому жаловаться?
Идти можно в разные инстанции, но неизменно с одним результатом – точнее, безо всякой надежды на него. Сарпинский – часть Кировского района Волгограда, рекреационная зона. Но, кроме дачников, здесь есть и «постоянные» жители. У многих работа в Волгограде, добираются на теплоходе, зимой в городе снимают жилье.
– Я не против остаться на острове, мне тут нравится, – говорит 30-летний Антон Васекин. – Вот только если бы к нам по-людски относились. Открыли нам магазины, разрешили торговать продуктами в дачных обществах, дорогу сделали, детский сад. Но пока мы в 21-м веке живем, как при феодализме.
Вне зоны доступа
На Сарпинском, действительно, из инфраструктуры для жизни нет практически ничего. Вот была раньше своя пекарня. И ту закрыли, теперь доставка хлеба зависит от расписания парома. Во времена колхозов сюда доставляли корма, теперь это личная проблема хозяев.
– Еле дождались лета, – говорит пенсионерка Анастасия Громова. – А то хотели было резать скотину, сено-то закончилось, а везти на чем?
Медицинский пункт в поселке есть, а для госпитализации больных вызывают вертолет МЧС или катер. Правда, до спасателей еще надо дозвониться. А сотовая связь на острове есть далеко не везде. Не дай бог, произошло ЧП, так сразу надо искать «зону доступа» для вызова экстренной помощи.
– Один мой знакомый повредил ногу, когда пошел за грибами, – рассказывает местный житель. – Так мы всем околотком ходили, искали, кричали, а он волочится со сломанной ногой и хрипит, зовя на помощь. Сотовый там не «берет».
Сегодня у дачников и островитян еще одна головная боль – обезвоживание Сарпинского. Колодцы и озера пустые, на приусадебных участках – сушь. Впрочем, сейчас решать вопрос помогают областные власти, подкачка воды уже началась, и жителей обещают спасти от засухи. А кто решит другие проблемы?
– Что касается асфальтового покрытия дорог, то у нас средств нет, – «обнадежил» глава администрации Кировского района Волгограда Александр Невструев. Заявки у нас поданы давно, ждем помощи государства. Впрочем, свет в конце тоннеля сарпинцам все-таки обещают: власти Волгограда планируют сделать на острове освещение и даже возобновить работу пекарни. Что касается стратегических проектов, то решений по ним пока нет.
А какие были мечты! От почти фантастических – например, построить на острове канатную дорогу – до вполне прозаичных: возвести молочную ферму и мини-комбинат по переработке мяса. Но инвесторы пока не спешат на остров – перевозка любых грузов упирается в водный транспорт. Рассчитывать на газификацию здешним жителям тоже пока не стоит – 13 поселков с населением всего тысяча человек разбросаны на большом расстоянии друг от друга, так что прокладывать сети невыгодно.
Туристы здесь не ходят
Общее ощущение ненужности и бесхозности тем обиднее, что по своим природно- климатическим показателям Сарпинский – уникальное место. Дубовые рощи, леса, озера – все почти не тронуто человеком, здоровая экология и красота. Наверное, поэтому дачники держатся за остров. А вот туристов здесь нет. Им для отдыха подавай инфраструктуру, а тут даже элементарных удобств нет. В таких условиях разве что «дикий», экстремальный туризм развивать можно.
– Будем работать в этом направлении, – твердо обещает глава Кировского района Невструев. Но сколько еще пройдет совещаний и какие средства будут выделены на развитие острова – неизвестно. А пока люди снова и снова карабкаются по крутой тропинке к сарпинскому причалу – на подходе очередной теплоход.
DNG