От образа недалекого петэушника нужно идти к образу современного колледжа, обрисовал грядущую перспективу первый заместитель министра образования и науки Волгоградской области Александр Калинин на совете директоров этих учебных заведений.
«Время не простое, много новых вызовов», – говорят чиновники. Однако перечисляемые ими трудности профтехобразования далеко не новы. И назревали не один год.
Низкая эффективность использования учебных площадей, неконкурентная зарплата в этом секторе образования, недостаточные данные для прогноза потребности рынка в молодых кадрах, низкая мотивация социальных партнеров… Это лишь некоторые из проблем.
С начала 90-х за редким исключением разорваны связи учебных заведений с производством, для которого они должны готовить молодых рабочих и специалистов среднего звена. Сейчас перед каждым директором училищ и колледжей поставили задачу – подписать инвестиционные соглашения с предприятиями-потенциальными «шефами». С их помощью отслеживать новые технологии, оборудование и материалы, а главное – точные потребности рынка труда.
При губернаторе создается координационный совет по подготовке квалифицированных кадров для социально-экономической сферы региона. Ключевые работодатели, педагогическое сообщество смогут там обсудить, сколько и кого учить – станочников, строителей или барменов, в зависимости от реального запроса местной экономики.
Внедряются новые формы взаимодействия с региональным бизнесом.
– На сайте торгово-промышленной палаты мы разместили график защиты дипломных работ ваших студентов, – поведал Калинин директорам. Им настоятельно советуют приглашать работодателей на защиты с прицелом на дальнейшее трудоустройство выпускников.
В будущем появится добровольная независимая экспертиза подготовки молодых рабочих. Пройти ее можно будет в сертификационных центрах, говорилось на совете директоров.
В новом законе об образовании такого понятия как профессиональные училища больше не существует. Вместо них фигурирует другое название – «профессиональные образовательные организации». Бывшие ПТУ переформируют в ссузы или филиалы ссузов. Экс-училища могут влиться в состав ссузов как структурные подразделения, участники сетевого взаимодействия.
Одним махом их закрывать, перевешивать вывески никто не будет. Реформа расчитана не на один год. Переходный период продлится до 1 января 2016-го. Тем не менее работа по реформе сети профтехобразования уже началась.
Например, сейчас в стадии реформирования шесть медицинских колледжей региона. Волгоградские медколледжи № 1 и № 2 слиты в один. А к 1 сентября у него появится четыре филиала в районах Волгоградской области. Всего в нем будут учиться около 3,7 тысячи человек, рассказывает директор колледжа Татьяна Силкина.
– Сейчас система регионального профтехобразования находится в поиске дополнительных ресурсов – финансовых и кадровых. Другого пути развития просто нет, – комментирует министр образования и науки Волгоградской области Александр Коротков. – Нужно провести серьезную «инвентаризацию» сети учреждений, энергоаудит, более эффективно использовать имущество, приоритетное внимание уделять трудоустройству молодежи.
Большинство выпускников школ хотят поступать в вузы, несмотря на то что на бирже труда остро не хватает классных станочников, строителей, работников общепита. Кстати, информация на заметку молодым, "обдумывающим житье": сейчас подросткам гораздо легче начать карьеру не с университета, а с колледжа или техникума. Ведь впервые этим летом прием в ссузы сделан общедоступным. Никакой ЕГЭ там теперь не нужен. И вступительных экзаменов не проводится.
Это означает, что абитуриент как после 9-го, так и после 11 класса приносит в приемную комиссию только свое заявление и аттестат, больше ничего не требуется. К тому же, если верить специалистам, идти в «синие воротнички» теперь престижно.