От подарка – без памяти

От подарка – без памяти
Волгоградский салон красоты лишает своих посетительниц здравого смысла.Про то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, кажется, знают все. Но желающих проверить это на себе почему-то не убывает. Чем и пользуются энтузиасты от коммерции, особенно когда дело касается сетевого маркетинга. В большинстве случаев поймать на явном мошенничестве их сложно, но можно, по крайней мере, оградить себя от попадания в неприятную ситуацию.

Ну очень навязчивый сервис

Информация о косметической фирме "Дошели" (De Sheli) периодически появляется то в одном, то в другом уголке России. Чаще всего в связи с историей очередной жертвы, недовольной либо качеством косметики, либо тем, при каких обстоятельствах случилось ее приобретение. Но на такие вещи не обращаешь особого внимания, пока они не случаются с тобой. Так и автор этих строк пропускала мимо себя такую информацию, пока не обнаружила однажды в своем сотовом телефоне шесть пропущенных вызовов с одного и того же неизвестного номера.

Поняв, что это не может быть случайным совпадением, я уже хотела перезвонить, но не успела – загадочный абонент меня опередил. Девушка с большим энтузиазмом предлагала косметические процедуры одной не известной мне ранее фирмы. Любые попытки отказаться тонули в словесном потоке, и раздражение в конце концов перешло в единственный вопрос: откуда у этих людей мой номер телефона?

Девушка сообщила, что номер они получили от кого-то из моих знакомых, кто уже воспользовался услугами и остался доволен. А вот имя довольного счастливца сообщить отказались, ссылаясь… на закон об обработке персональных данных.

Согласно ст. 18 ФЗ № 52 «О персональных данных», если «данные получены не от субъекта персональных данных» (то есть самого владельца), оператор до начала их использования обязан предоставить этому самому субъекту информацию, в том числе и о том, откуда он их получил. Однако попытка побеседовать об этом с администратором Кристиной в салоне-представителе "Дошели" в Волгограде (ул. Глазкова, 23) успехом не увенчалась. На вопрос – почему нарушается федеральное законодательство? – девушка отвечать не стала и просто бросила трубку. Факт, конечно, неприятный, но все же не слишком настораживающий – к сожалению, утечки личных данных в наше время пока что больше обыденность, чем исключение из правил. А более интересные факты выяснились позднее.

Подали стакан воды

Волгоградка Елена готовилась через две недели праздновать день рождения и не слишком удивилась, когда ей позвонили и предложили пройти косметическую процедуру бесплатно, в подарок. Правда, салон на Глазкова, 23 Елене не понравился, да и средство по уходу за кожей благотворного эффекта не оказало. Поэтому, когда зашла речь о покупке сертификата на комплекс процедур и косметических средств, ее ответ был совершенно четким: нет.

– Я не собиралась у них ничего покупать, – рассказывает Елена. – Они себя со мной вели навязчиво и даже как-то агрессивно. В офисе у них было очень душно, а мне необходимо было подождать до окончания разных формальностей. Одна из девушек предложила выпить воды и протянула стакан. Я человек довольно брезгливый, да и пить не хотела, но тут внезапно взяла и выпила залпом. Остальное помню как в тумане. Мы идем в кредитный отдел, что-то оформляем, потом меня провожают по коридору к двери. В себя пришла от сильного толчка – что-то ударилось в спинку водительского кресла, когда я остановилась на светофоре. Оказалось, чемодан с косметикой.

История кажется невероятной, тут и версия про гипноз напрашивается, и даже про зомбирование. Однако в отделе по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по региону к таким уже привыкли – жалоба по делу "Дошели" случается минимум раз в неделю. Симптомы у всех одинаковые – вроде и брать-то не хотелось, а в итоге на руках договор на крупную сумму порядка пятидесяти тысяч. Помочь людям удается не всегда, состава преступления как такового нет – по своей воле договор подписывали.

Елене, впрочем, повезло: в банке, с которым был заключен договор, ей пояснили, что он не пускается в ход в течение пяти дней и его можно аннулировать. Но не со всех морок спадает настолько быстро.

«Нога в дверях»

Психолог Виктор Кисляков объясняет, что волшебства тут никакого нет, а есть механизмы, описанные в социальной психологии.

– Эти люди поочередно погружают вас в состояние поощрения и критики. Затем описывают плохую перспективу – без них, и хорошую – при сотрудничестве с ними. Чтобы жертве легче было пойти на уступки, применяется прием под названием «нога в дверях». К вам обращаются с мелкими просьбами-приказами, вроде предложения выпить стакан воды. Соглашаясь на малое, вы по инерции соглашаетесь и на большее, при этом часть сознания понимает, что что-то идет не так, но сделать ничего не может, - комментирует Кисляков.

Оградить себя от этого можно единственным способом – не давать собеседнику лишней информации о себе, включая даже ваше имя. Если насторожило хоть что-то – дежурная улыбка, напряженный голос, неестественная интонация, заученность задаваемых вопросов – это повод насторожиться и спросить уже себя, почему вам так хотят «помочь». Не нужно стесняться объяснить причины своего отказа общаться.

– Отвечая на вопросы таких людей, мы становимся все более уязвимыми, нам сложнее прекратить разговор. Извинитесь, но скажите человеку, что его действия напоминают вам мошеннические, – советует Кисляков. – Настоящий мошенник скорее всего отступит.

Конечно, постоянно подозревать всех вокруг себя нельзя, но есть вещи, которые должны насторожить. Среди них неправомерное использование личных данных. Никогда не лишне задать вопрос о том, откуда у очередных доброжелателей ваш номер телефон или даже адрес. И уже тем более начать опасаться, если они отказываются отвечать.

Начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных управления Роскомнадзора по региону Владимир Михайлов отмечает, что случаев, подобных описанному выше, они в своей практике наблюдали множество.

– Могу заметить важную деталь, – говорит Михайлов. – В процессе работы по обращениям мы выяснили, что "Дошели" – не единая фирма, как таковая, а поставщик косметической продукции. Соответственно те, кто ее покупает, сами выстраивают тактику общения с потребителем. И если имеются претензии, то их надо предъявлять той организации, с которой вы имели общение. То есть необходим конкретный адрес в Волгограде, откуда вам звонили и где вы успели побывать.

Заявления в Роскомнадзор по таким и подобным случаям можно подавать в письменном виде по адресу: г. Волгоград, ул. Мира, 9 . По телефону (8442) 33-01-20 в рабочие дни с 8.00 до 17.00 или по электронной почте rsockanc34@rsoc.ru также принимаются сообщения о нарушениях.