Особенность юной делегации в возрасте от 14 до 18 лет в том, что практически каждый подросток стоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. На языке инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних такие ребята называются «группой риска». Чтобы у окружающих было меньше проблем, «трудных» опекают бдительные стражи порядка, а помогают им в этом власти и общественные организации.
В Волгоградской области два года подряд успешно реализуется региональная целевая программа «Навигатор». По словам Ирины Шинкаренко, начальника отдела ГУ «Региональный центр сферы молодежной политики», цель проекта заключается в том, чтобы не читать пустые нотации юным, а наглядно показать, как можно интересно проводить свободное время: не на скамейке со спиртным, а среди ровесников, увлеченных полезным делом. В прошлом году «Навигатор» отлично зарекомендовал себя в городе Волжском. В этом году в орбите проекта оказался Светлоярский район.
– Не исключено, что количество членов конноспортивного клуба после сегодняшнего посещения резко увеличится, – говорит Ирина Шинкаренко. – Во всяком случае, глаза у ребят горели. Они внимательно слушали интересный рассказ о развитии этого вида спорта, о лошадках, правилах ухода за ними. Но самым большим подарком для ребят стала возможность прокатиться верхом.
К слову, эта не первая экскурсия трудных подростков, организованная в рамках программы «Навигатор». При финансовой поддержке комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области ребята из Светлоярского района побывали в Волгоградском индустриальном колледже и многие выбрали факультет, на котором хотели бы учиться. Посетили они и одну из воинских частей, где ознакомились с солдатским бытом, их распорядком дня. В ближайших планах – экскурсия на предприятия области. Помимо досуговой и профессиональной ориентации, кураторы проекта ГУ «Региональный центр сферы молодежной политики» и организаторы мероприятий МУ «Центр социальной и досуговой помощи «Электроник» помогают ребятам в трудоустройстве на время летних каникул.
– «Навигатор» тем и хорош, что исключает диктат и принуждение подростка меняться. Подросток должен сам захотеть участвовать в проекте, – подчеркивает Ирина Шинкаренко. – Мы всегда начинаем с презентации, на которой подробно рассказываем подростку и его родителям о кружках, спортивных секциях, расположенных в районе места проживания семьи – обо всем, что может и должно стать серьезной альтернативой плохой компании. Сначала появляется интерес, подростки начинают посещать кружки, выбирают себе будущую профессию, а потом появляется и цель в жизни.