Отходы угрожают волгоградцам эпидемией

Отходы угрожают волгоградцам эпидемией
Количество нарушений при утилизации ЖБО в Волгоградской области становится угрожающим для безопасности окружающей среды и здоровья людей.

Этой теме был посвящен разговор за круглым столом, где собрались экологи, представители власти, контрольно-надзорных органов, общественности и СМИ.

Когда закон не писан

По мнению председателя облкомприроды Виталия Сазонова, одной из причин правонарушений в этой сфере стала отмена в 2011 году закона о лицензировании, и как следствие – резко возросшее число граждан, оказывающих услуги населению по транспортировке ЖБО. Так, в целях экономии собственных средств, вместо того чтобы слить отходы на официальных приемных пунктах – в Волгограде их сегодня пять, водители ассенизационного транспорта в большинстве случаев сливают жидкие отходы на почву, в водные объекты, КНС и смотровые колодцы городской канализации. Больше всего таких случаев фиксируется в Волгограде и прилегающих к нему районах – Городищенском, Ленинском, Среднеахтубинском, Калачевском. К примеру, в столице области насчитывается более 20 наиболее «популярных» у ассенизаторов точек несанкционированного подключения, на которых инспекторы облкомприроды в ходе рейдов задерживали нарушителей. Например, на улицу Алехина в Краснооктябрьском районе «золотари» (так называют в народе представителей этой профессии) приезжают по несколько раз в день, а на территории рядом с кардио­центром в Советском районе водители сливают отходы прямо на почву, вообще не думая о последствиях.

– Только за прошлую неделю инспекторами нашего комитета совместно с сотрудниками полиции проведено 23 таких рейда, оштрафованы за незаконный слив ЖБО 15 водителей-ассенизаторов. Как правило, машины правонарушителей принадлежат гражданину, который является учредителем крупнейшего волгоградского перевозчика ЖБО – ООО «БМВ и Ко». Водители автомобилей именно этой фирмы чаще других наказываются штрафами, – рассказал начальник отдела госэконадзора облкомприроды Роман Федченко.

Всего в этом году выявлено более 70 случаев самовольного подключения автомобилей-ассенизаторов к системе централизованного водоотведения. Общая сумма штрафов по этой статье составила более 100 тыс. руб. За сброс жидких отходов на почву в первом квартале сумма вынесенных комитетом штрафов составила 38 тыс. руб. Решением суда за подобные правонарушения компания «БМВ и Ко» как юридическое лицо неоднократно наказывалась штрафами в 150 тыс. и 250 тыс. рублей.

– Ни в одном из случаев у водителей машин, вывозивших жидкие отходы, не было соответствующих документов: паспортов на отходы I–IV классов опасности, договора на оказание услуги, путевого листа, свидетельства об обучении работе с отходами I–IV классов опасности, – констатирует Роман Федченко.

Нарушителям штраф не помеха

Ситуация усугубляется тем, что практически все водители-ассенизаторы официально не трудоустроены, оформляют фиктивный договор аренды автомобиля у собственника и работают как физическое лицо. Поэтому достаточно большая часть административных протоколов составляется именно в отношении граждан. Известно, что такая схема, кроме риска быть оштрафованным как юридическое лицо в гораздо более крупном размере, позволяет уходить от налогов. По информации специалистов, действия ассенизаторов губительно влияют на состояние канализационных сетей, и аварии, которые происходят в Волгограде, – лишнее тому подтверждение. Недавний порыв канализационного трубопровода в районе Ангарского поселка в Волгограде произошел именно в результате несанкционированного подключения и слива ЖБО в систему водоотведения. Но самое страшное, что в последнее время участились случаи слива ЖБО на почву. При этом доказать, что окружающей среде нанесен ущерб в виде загрязнения либо уничтожения почвы, возможно после лабораторного анализа, который стоит порядка 30 тыс. рублей, и платить за это должна контролирующая структура. А перевозчик ЖБО – если это частное лицо – заплатит штраф всего две тысячи рублей.

Стоп, эпидемии!

Ситуация осложнилась после того, как в Волгограде прекратили действовать канализационно-насосные станции.

– Они перестали отвечать современным санитарно-эпидемиологическим нормам, – поясняет начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Галина Хихол. – СНИПы для них были разработаны в 1975 году. С тех пор многое изменилось. К тому же никто не вел учета сбрасываемых объемов ЖБО в КНС.

Главный аргумент: колодцы расположены слишком близко к жилым домам, а в составе неразбавленных отходов высокого класса опасности и различного агрегатного состояния, вплоть до пастообразного, могут находиться вещества, которые после определенной химической реакции выводят из строя очистное оборудование. А скопившийся в результате неконтролируемого сброса газ метан имеет, как известно, разрушительную силу. И случаи взрывов на канализационных сетях уже были. Обеспечить условия безопасного слива ЖБО для окружающей среды и здоровья человека – задача городской администрации.

В эпидемическом отношении такие отходы также очень опасны. В них содержится огромное количество возбудителей различных инфекционных заболеваний, прежде всего кишечных инфекций; в 30–40?% проб ЖБО содержатся яйца гельминтов. Патогенные микроорганизмы активны достаточно длительное время.

– В прошедшем году было положительное решение суда по иску нашего ведомства к администрации города. Главным требованием иска было обязать мэрию обеспечить вывоз ЖБО из неканализованной части города на специализированные станции, – сообщил помощник прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Зариф Шамшутдинов. – В настоящее время такие станции строятся.

Новых пунктов приема в Волгограде пять, и еще два – на стадии строительства.

Участники круглого стола пришли к единому мнению: проблему несанкционированного сброса ЖБО решить можно несколькими способами. Во-первых, органам местного самоуправления ускориться в строительстве официальных приемных станций в Волгограде и области. Предоставив необходимые для ассенизаторов условия, увеличить количество рейдов с участием всех уполномоченных органов – природоохранных ведомств, полиции, Роспотребназора, местных властей. Учитывая реальный вред от подобных действий окружающей среде и объектам собственности, необходимо увеличить размер штрафных санкций. Во-вторых, определенные надежды специалисты связывают со вступающим в силу с 1 июля текущего года требованием федерального закона об обязательном лицензировании деятельности по транспортировке отходов, в том числе жидких. Законом также регламентируются правовые основы ведения деятельности в сфере обращения с отходами: нормирование, учет и контроль. Так вот, до 1 июля этого года любой перевозчик, оказывающий услугу по вывозу ЖБО, должен получить лицензию. В противном случае это будет считаться незаконным предпринимательством, то есть, помимо административной ответственности, нарушитель наказывается в уголовном порядке.

Острову Сарпинскому грозит экологическая катастрофа

В районе населенных пунктов мусор массово сваливается в лесах и посадках и годами не вывозится с острова. В связи с удорожанием перевозок руководители дачных товариществ призывают дачников к самовывозу мусора, что, как считают дачники, абсолютно нереально, поскольку все перемещения владельцы более чем четырех тысяч дачных участков осуществляют на речных трамвайчиках. Меры по организации ТБО и вывозу мусора не принимаются. Токсичные элементы – лакокрасочные материалы, химикаты и пр. – попадают непосредственно в почву и разносятся талой водой.

В Камышине начато строительство второй карты полигона ТБО

На сегодняшний день этот полигон – самый оптимальный вариант как для экологии, так и для населения. Лицензия дает право на размещение отходов третьего и пятого классов, это твердые бытовые отходы и часть твердых промышленных отходов. Полигон в Камышинском районе является самым современным и бе­зопасным. При строительстве были использованы передовые технологии гидроизоляции.

Бентонитовые маты, которые применяются на полигоне для того, чтобы фильтрат не попадал в почвенные воды. Эти маты укладываются на дно карты и на боковые поверхности и скрепляются между собой.

Бентонитовые маты исключают нанесение вреда окружающей среде. Кроме этого, система работы полигона построена так, что опасный мусор не может попасть в землю. После того как машина приезжает на полигон, ее регистрируют, взвешивают и проводят радиационный дозиметрический контроль Камышинского и близлежащих районов. Построен полигон за счет инвестиционных средств, в ближайшее время подобные объекты появятся в других кластерах региона.

А у нашего двора…

Сотрудники комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области проинспектировали контейнерные площадки Дзержинского и Ворошиловского районов Волгограда с целью выявления захламленных отходами территорий.

Всего в этих двух районах специалистами природоохранного ведомства было обследовано 532 контейнерные площадки. На 188 из них выявлены нарушения требований природоохранного законодательства: прилегающие к площадкам территории захламлены обрезью ветвей деревьев, строительными, крупногабаритными и коммунальными отходами. Наибольшее количество нарушений приходится на Дзержинский район – состояние 108 контейнерных площадок вызвали у сотрудников комитета нарекания.

Кроме того, в ходе инспектирования площадок специалистами было обнаружено шесть свалок твердых коммунальных отходов. Самая крупная – также в Дзержинском районе, возле дома № 9 по улице Колпинской. Расположенный здесь овраг оказался захламленным строительными и коммунальными отходами. Результаты проведенного сотрудниками облкомприроды обследования будут обобщены и переданы в администрацию Волгограда для принятия мер по наведению порядка.

Фото vpravda.ru