Память на постаменте

Память на постаменте
Впервые побывавшие на территории бывшего волгоградского завода им. Петрова (ныне - ОАО "Волгограднефтемаш"), бывает, недоумевают поначалу - зачем это здесь трактор на постамент поставили?

Завод-то, вроде бы, не тракторный совсем. И лишь присмотревшись, понимают, что это и не трактор вовсе.

Во время Великой Отечественной войны завод им. бакинского комиссара Григория Петрова был переведен на производство продукции оборонного назначения - на нем было освоено производство броневых колпаков для пулеметных точек, дотов и дзотов, которыми оснащались линии обороны Сталинграда. Сталь для их изготовления поставлял "Красный Октябрь".

В послевоенные годы завод им. Петрова был в числе предприятий страны, которые внесли свой вклад в создание ракетного оружия. В 1958 году сталинградский завод получил госзаказ на производство спецъемкостей для оснащения ракетных войск. Выпускались здесь и контейнеры для хранения и запуска противоракет, которые не раз можно было увидеть на парадах на Красной площади в Москве. Это были сложнейшие изделия - ведь в них должны поддерживаться постоянно строго определенные температура и давление.

А в 1960 году заводу им. Петрова было поручено освоение производства гусеничного самоходного парома ГСП-55. Он представлял собой внушительных размеров сложнейшую машину, состоящую из двух больших частей. ГСП-55 мог и по любым дорогам ездить на гусеницах без проблем, подойдя же к воде, к открытым водоемам, он выбрасывал аппарель. Танки по ней поднимались на паром, и он перевозил их через водоем.

Со временем ГСП-55 морально устарел, на замену ему было разработано более легкое средство преодоления водных преград - самоходный паром "Волна-2", изготавливаемый из алюминия. Завод им. Петрова, получив необходимую документацию, начал эту машину осваивать. Но Минобороны по экономическим причинам этот заказ вскоре сняло, хотя под производство "Волны-2" на предприятии уже были созданы специальные производственные мощности. Тогда, чтобы их загрузить, руководству завода и было предложено изготавливать те самые МДК-3 - машины дорожные котлованные третьей модификации.

Было это в восьмидесятые годы, в самый разгар холодной войны. СССР, как и его противники, всерьез готовились тогда к войне "горячей". Изыскивались все возможные способы того, как, в случае ее начала, уберечь от противника, от поражающих факторов его ядерного оружия людей и военную технику. Решено было скрывать их под землей, потому стране в больших количествах потребовались МДК. Шасси от танков для их выпуска доставлялись на завод готовые, а все остальное изготавливалось на самом волгоградском предприятии.

Эта машина предназначена была для оснащения инженерно-технических войск, она использовалась ими для рытья котлованов глубиной и шириной порядка трех с половиной метров. Но котлован - понятие широкое: в военное время он может использоваться и для сохранения военной техники, включая танки, самоходные орудия, и для создания подземных командных пунктов, и для строительства бомбоубежищ.

МДК-3 стала последним заказом заводу им. Петрова от Министерства обороны. Но после отмены оборонного заказа одна из этих машин на заводе осталась, ее минувшим летом и поставили на постамент.

- Эта машина - напоминание нынешнему персоналу завода, сколь сложную технику он изготавливал в прошлом, - говорит директор музея ОАО "Волгограднефтемаш" Георгий Матасов. - То есть, устанавливая ее на постамент, мы хотели бы сегодняшнему поколению заводчан показать высокий профессионализм их предшественников. И конечно же это память о вкладе бывшего завода имени Петрова и его сотрудников в защиту нашей Родины.

Фото архив ОАО "Волгограднефтемаш"