Волго-Ахтубинская пойма, как известно, является уникальной природной территорией, которую экологи стараются беречь. Но в этом природном парке находятся и жилые дома, где живут сотни семей. И люди сталкиваются с огромной проблемой – обустраивать участок и заниматься личным огородом здесь нельзя, мешают законодательные ограничения. Что нужно сделать для вывода населенных пунктов и сельхозземель из охранной зоны? Это попыталась выяснить спецкор «ВП».
– У нас с мужем здесь хороший участок, и мы хотели заниматься личным подсобным хозяйством, – рассказывает жительница Красносельского поселения Наталья. – Но нужно проводить электричество. А природный парк не дает разрешения на проведение электросетей. Ведь это особая охраняемая зона.
Экологи действуют правильно – строго по закону. Но люди же не виноваты в том, что они здесь живут?
– В моем свидетельстве о собственности прописано, что эта земля считается территорией поселения. А значит, ее можно использовать для индивидуального жилищного строительства. И мы возвели дом. Но жить без электричества не можем, – говорит Дмитрий, сосед Натальи.
И таких семей в Среднеахтубинском районе много. Люди оказались в сложной ситуации. Из-за того что земельные участки расположены в особо охраняемой зоне, на них нельзя ни возводить бытовые постройки, ни пробивать скважины, ни прокладывать коммуникации. Для этого нужно согласование с природным парком – пройти успешно эту процедуру очень тяжело.
А говорить о сельхозпроизводителях и вовсе не приходится. В охраняемой зоне аграрный бизнес не развернешь.
– Получается, что на земли сельхозназначения накладываются все ограничения, действующие в отношении природных парков, – говорит фермер Татьяна Колесова. – У меня есть проект развития своего хозяйства, который позволит получать больший объем овощной продукции. Реализовать этот проект я не могу.
Татьяна опасается вкладывать средства в строительство тепличного комплекса. Вдруг процесс согласования затянется или вообще закончится ничем…
Выход один – исключать из состава природного парка «обжитые» территории. Но для этого каждому поселению нужно утвердить свой генплан. Сначала этой работой на протяжении многих лет никто не занимался. Потом документы все же начали готовить и принимать, но провели этот процесс с нарушениями. И прокуратура признала генпланы недействительными.
Что делать людям теперь? Выход из сложившейся ситуации среднеахтубинцы намерены искать вместе с районной властью. Встречу с жителями уже провел глава Геннадий Шевцов, который пояснил, что проблемы с генпланом и границами природного парка осложняются отсутствием правил застройки и землепользования. Вопрос, признают власти, острый, но совместными усилиями жителей и экологов его будут решать.