Уникальные кадры из частной коллекции профессора РГГУ Алексея Логинова еще никогда и нигде не публиковались. На них – руины Сталинграда, разрушенные цеха заводов, кладбища военной техники, быт людей. Автор снимков – никому не известный фронтовой кинооператор Василий Косицын. Его наследие считалось безвозвратно утраченным. Но редчайшие кадры несколько лет назад профессор Логинов купил на блошином рынке в Москве.
– О Василии Косицыне я впервые узнала от капитана Сергеева, имя которого носит наш поисковый отряд, – рассказала «Волгоградке» поисковик Дея Вразова.
Именно она несколько лет назад «открыла» волгоградцам имя фронтового оператора.
– Мой земляк, житель Бекетовки Анатолий Сергеев подарил мне портрет Косицына, а также снимок его жены и дочки, – говорит Вразова. – Он знал кинооператора лично, во время съемок в 1943–1944 годах Василий Косицын жил у них в доме, там же оборудовал свою небольшую фотолабораторию.
В те годы Анатолию Сергееву было 10 лет, и Косицын часто брал его с собой на киносъемки в качестве помощника, хотя официально на эту должность была оформлена мать Толика. Мальчишка с удовольствием помогал на съемках, перетаскивал аппаратуру.
Судьба в титрах
Дея Вразова еще при жизни Анатолия Сергеева подробно записала его воспоминания. Есть в них фрагмент, который касается кинооператора Косицына.
«Сразу же, по горячим следам, когда Сталинград только освободили от фашистской нечисти, Косицын выехал на съемки и взял меня, – вспоминал Сергеев. – Он снимал городские руины, заводы «Красный Октябрь» и тракторный. Особенно запомнилась съемка фонтана в центре города у вокзала. Я прекрасно помню, как он делал эти легендарные кадры. При свете утреннего солнца скульптурные фрагменты каменных детей с отбитыми руками, с дырами от осколков производили жуткое впечатление…»
Потом вместе с советскими войсками Косицын ушел на запад. А в 1944 году ему дали короткий отпуск. Он вызвал жену Веру и дочь Ирину из Куйбышева в Сталинград, и они прожили в доме Анатолия Сергеева несколько дней.
«Когда в документальных фильмах о войне, в титрах, среди множества имен военных кинооператоров появлялась его фамилия, я всегда с радостью и гордостью вспоминал этого человека и дни, проведенные вместе с ним, – вспоминал Сергеев. – После Победы мы узнали, что его в числе других кинооператоров перебросили вместе с войсками Германского фронта на Японский. Думали, что он там погиб…»
Но он выжил. Хотя больше никаких подробностей о судьбе Косицына неизвестно.
Наследие на блошином рынке
На этом историю о кинооператоре можно было бы закончить. Где хранятся его архивы, как он жил и работал после войны – воспоминаний не осталось.
Но по чудесному стечению обстоятельств часть наследия Косицына вернулась. Восемь лет назад на блошином рынке столицы ее случайно увидел профессор РГГУ, историк фотографии Алексей Логинов.
– Я давно коллекционирую военные снимки и знаю, что часто редчайшие кадры удается получить совершенно случайно, – говорит он. – Подчас это те архивы, которые выбрасывают на помойку, освобождая квартиру после смерти родственников.
Но иногда фотографии выставляют на продажу. Как попали на блошиный рынок легендарные кадры Косицына, неизвестно. Но эти негативы, к счастью, заинтересовали московского профессора, и он их купил.
– Они были в хорошем состоянии, а в конверте вместе с ними лежала записка с фамилией и именем автора, – рассказывает Логинов. – Так я узнал о Косицыне.
Несмотря на то что профессор никогда не бывал в Волгограде и как историк не занимался Сталинградской битвой, пройти мимо этого наследия не смог, абсолютно точно увидев в нем огромную ценность.
– На этих фото зафиксированы буквально первые мгновения мирной жизни Сталинграда, – рассказывает Логинов. – Запечатлен разрушенный город, то, как жители начинают его восстанавливать, как живут в фюзеляжах подбитых самолетов.
С 26 уникальных негативов Логинов сделал отпечатки, их выставили в 2010 году в РГГУ.
Но еще ни разу ни один из этих снимков не публиковался. Читатели «ВП» – первые, кто видит их в газете.
Оператор, оставшийся в тени истории
В разговоре с корреспондентом «ВП» профессор Логинов признался: несмотря на то что у него имеется довольно обширная картотека фотографов как дореволюционных, так и советских, в ней нет никаких сведений о Василии Косицыне.
– Почему его работами раньше не заинтересовались музеи, ведь это была не стихийная съемка, – рассуждает профессор. – Хотя, вероятно, фотосъемка первых дней мирной жизни Сталинграда была его личной инициативой, то есть не входила в данное ему задание. К тому же нужно понимать, что у нас подчас даже известные фотографы остаются за кадром.
Возможно, эти фотографии Сталинграда после битвы заинтересуют историков, музейщиков и кто-то из исследователей серьезно займется судьбой Василия Косицына и историей этой съемки, чтобы увековечить имя легендарного кинооператора подобно тому, как он увековечил важный отрезок истории нашего города.
Фото из архива профессора Логинова